Окольцованное Домодедово

Кому интересны владельцы аэропорта?

passenger_terminal_2_big

Против бывших управляющих компаниями аэропортового комплекса «Домодедово» завели уголовное дело в связи с терактом 2011 года. Дело начато против бывшего представителя Airport Management Company Ltd Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» Андрея Данилова, бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова. Но внимание участников рынка привлекла другая фраза из пресс-релиза СК, которая гласит, что дело возбуждено также в отношении «иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса «Домодедово».

Спустя несколько часов СК уточнил то, о чем догадывались многие: интерес правоохранительных органов будет обращен в том числе на Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, официально состоящих в должности консультантов, но, по мнению следственных органов, являющихся фактическими владельцами Домодедово.

Это не первая попытка Следственного комитета обвинить владельцев аэропорта в ненадлежащем исполнении требований безопасности. После теракта СК возбудил уголовное дело по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Домодедово, но в апреле 2012 года оно было прекращено за отсутствием состава преступления. Тогда «Домодедово Пэссенджер Терминал» было признано потерпевшим.

Сразу после теракта бывший на тот момент президентом России Дмитрий Медведев потребовал от правоохранительных органов выяснить, кто является конечным владельцем Домодедово, и привлечь их к уголовной ответственности. Но на протяжении нескольких лет СКР отчитывался о том, что установить фактических собственников аэропорта не удается: об этом сообщали в Следственном комитете и летом 2011 года, и осенью 2014-го.

В 2013 году президент России Владимир Путин выступил за то, чтобы владельцы московских аэропортов были известны и были зарегистрированы в России.

«Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами», — заявил тогда российский президент. По его словам, это было необходимо, чтобы понимать, за чей счет и в каком объеме будет финансироваться развитие аэропортовой инфраструктуры.

Кто стоит за аэропортом Домодедово?

Управлением аэропортом Домодедово долгое время занималась группа «Ист Лайн», принадлежащая офшорной FML Ltd, зарегистрированной на острове Мэн. Председателем совета директоров учрежденной в 1997 году группы «Ист Лайн» числился Дмитрий Каменщик, а председателем наблюдательного совета — Валерий Коган.

В 2011 году холдинговая компания домодедовского аэропорта — зарегистрированная уже не на Мэне, а на Кипре DME Ltd — планировала разместить на Лондонской фондовой бирже в рамках IPO около 15% акций, тогда на сайте LSE были опубликованы данные о конечном бенефициаре — им оказался Дмитрий Каменщик.

Но IPO не состоялось, размещение было отменено по инициативе самой компании, и впоследствии Каменщик не подтверждал информацию о том, что является конечным владельцем аэропорта «Домодедово».

Осенью 2013 года информация о конечном бенефициаре в лице Каменщика появилась уже на сайте Ирландской фондовой биржи в связи с выпуском евробондов. Тем не менее осенью 2014 года председатель СК Александр Бастрыкин заявил, что правоохранительные органы до сих пор не могут найти собственника аэропорта. «Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники», — добавил тогда Бастрыкин.

В настоящий момент все 15 компаний, значащиеся в списке предприятий аэропорта Домодедово, находятся во владении кипрской холдинговой DME Limited:

Коммерческое агентство аэропорта «Домодедово», «Домодедово Нон-авиэйшн сэйлз», «Домодедово слот аллокейшен», Международный аэропорт «Домодедово», «Домодедово Пэссенджер Терминал», «Домодедово Эрпорт Хэндлинг», «Домодедово Карго», «Домодедово Фьюэл Сервисиз», «Домодедово Кэтеринг», «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити», «Домодедово Айти Сервисиз», «Домодедово Эссет Менеджмент», «Домодедово Констракшн Менеджмент», «Домодедово Интегрейшн», «Домодедово Трейнинг».

С декабря прошлого года у всех 15 компаний была изменена юридическая форма: вместо закрытых акционерных обществ с аналогичными названиями были учреждены той же датой общества с ограниченной ответственностью.

У двенадцати остались прежние управляющие, но некоторые, такие как Коммерческое агентство аэропорта «Домодедово», «Домодедово Кэтеринг» и «Домодедово Констракшн Менеджмент», сменили управляющих. Частично изменилась и структура владельцев аэропортовых предприятий: непосредственно в управление кипрской DME Ltd были выведены «Домодедово Слот Аллокейшн», Международный аэропорт «Домодедово» (ранее принадлежавший «Ист Лайн Хэндлинг») и «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» (ранее на 75% принадлежавший британской Airport Management Company Ltd, против бывшей управляющей которой Светланы Тришиной было возбуждено уголовное дело).

Организационно-правовая форма «Общество с ограниченной ответственностью» имеет перед закрытым акционерным обществом ряд отличий.

Среди преимуществ: участник ООО вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других его участников. При этом ООО обязано выплатить подавшему заявление о выходе из ООО действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в определенный период времени.

В ЗАО передача прав другим лицам возможна только с помощью продажи или дарения акций, поэтому при выходе из акционерного общества его участник не может потребовать от самого общества никаких выплат. В целом ООО по своей сути является более закрытым по сравнению с ЗАО организационно-правовым образованием: в ООО ведется лишь реестр акционеров, сведения из которого больше никуда не поступают и нигде не хранятся, в отличие от ЗАО, реестр акционеров которого ведет специальная компания-реестродержатель. Помимо этого, общества с ограниченной ответственностью не обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку, необходимую для ЗАО.

Аэропорт раздора

Менеджмент Домодедово опасается рисков национализации активов. Об этом в разделе политических рисков говорилось в проспекте дебютных евробондов кипрского офшора DME Ltd.

Компания не исключала возможности экспроприации бизнеса без справедливой компенсации. В документе, опубликованном в 2013 году в связи с размещением евробондов на Ирландской фондовой бирже, отмечалось, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу и выделение средств из федерального бюджета, в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов.

Недовольство тем фактом, что один из крупнейших аэропортов страны оказался не только в частном владении, но и неясно, в чьем именно, российские власти выражали уже давно. В 2005–2006 годах государство в лице Госимущества в судебном порядке предъявило «Ист Лайну» претензии о истребовании аэропортового комплекса из владения группы. Тогда дело закончилось мировым соглашением, в соответствии с которым арендная плата за Домодедово была повышена с 3 млн до 92 млн руб. в год сроком на 75 лет.

Помимо этого, в последние несколько лет в российском правительстве с периодичностью в один-два года возникают идеи об объединении активов московского авиаузла.

В 2011 году об объединении Внуково и Шереметьево заявил в то время занимавший пост премьера Владимир Путин. Год спустя уже в должности президента Владимир Путин поддержал инициативу советника Игоря Левитина об объединении в единую компанию аэродромной инфраструктуры Домодедово, Внуково и Шереметьево, принадлежащих государству акций в аэропортах Шереметьево и Внуково, а также денег, предусмотренных госбюджетом до 2015 года на развитие аэродромов МАУ. Против объединения активов МАУ выступил менеджмент аэропорта «Домодедово».

Елена Платонова

Фото: www.domodedovo.ru

По информации: gazeta.ru

Ранее

Семь фраз для «Большой семерки»

Далее

Реклама кредитов – вне закона?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru