ИГИЛ как аттрактор глобальных траекторий

К вопросу об оппортунизме в современной геополитике.

5987  

Меня  недавно пригласили принять участие в программе, посвященной борьбе со страшными террористами «исламского государства» на радио «Спутник». Пока суд да дело, решил статью написать. Потому что время дорого. Мы тут сидим, а экстремисты создают геополитический артефакт, который обещает стать системным  феноменом нынешнего века, то есть одним из главных верстовых столбов мировой истории.

Арабы создали величайшую цивилизацию – халифат. На протяжении нескольких сот лет это была самая передовая цивилизация мира. Наука, культура, терпимость, – все это было у Гарун-ар-Рашида, великого халифа.

Арабы спасли античную культуру и науку от забвения.

Пифагор, Аристотель¸ Платон, Сократ, Асклепий, – мы бы их не знали, если бы не арабы.

Алгебра, алхимия, – арабские слова, между прочим.

Жемчужиной арабской цивилизации был Кордобский халифат. До  сих пор европейцы помнят славу великого эмира Альманзора.

Кордобский  философ Аверроэс (Ибн Рушд)  перевел Аристотеля. Великий философ кордобчанин  Маймонид был вдобавок медиком и раввином.

Наибольший расцвет культуры и науки в Кордобе наблюдался в IX – X веках. На всю Европу прославился Кордобский университет, в котором обучалось 10 тысяч студентов. Кордоба приобрела известность во всей Европе и арабском мире. В городе находилось огромное количество библиотек. Самая крупная, библиотека Хакема II, была открыта в 915 году. Она содержала 600 тысяч томов, в том числе редчайшие манускрипты. Один только перечень содержимого библиотеки составлял 44 тома. Библиотека Хакема II намного превышала своим содержимым крупнейшие собрания Европа. В ее стенах трудились множество переписчиков, которые очень высоко ценились в арабском мире. Библиотека могла соперничать с самыми крупными книгохранилищами Европы.

Наконец, В Кордобском университет учился великий Парацельс. Сюда присылал на обучение своих чиновников Карл Великий.

Халифат сокрушили монголы. В XIII-м веке  внук Чингисхана Хулагу вместе с войском крестоносцев под командованием Боэмунда  Антиохийского и   царя Хетума Армянского разгромили халифат. Только смерть верховного каана Мункэ  предотвратила превращение халифата в колонию монголов. Хулагу уехал разбираться с делами наследования власти, а оставшиеся в пределах халифата монгольские войска были разбиты египетскими мамлюками Бейбарса.

Во все последующие века судьбу арабов вершили иноземцы. Египетский поход Наполеона окончился неудачей в силу внутренней нестабильности во Франции. Великий завоеватель  понимал глобальное значение Востока, но ему не хватило времени и ресурсов.

После французов пришли англичане. Они помогли арабам сбросить турецкое владычество.  Полковник морской разведки британского Адмиралтейства  Томас Эдвард Лоуренс(ученик профессора и разведчика коммандера  Хоггарта, ученика великого Артура Эванса, первооткрывателя минойской  цивилизации), высочайший эрудит, знаток арабской культуры и языка, психически ненормальный извращенец, садомазохист и гомосексуалист возглавил армию арабов и выбил турок из пределов бывшего халифата. Но одновременно он не дал арабам объединиться.

Англичане еще раньше высмотрели и поддержали  маргинального философа Аль Ваххаба, последователя богослова XIII-го века Ибн  Таймии.  Их учение, салафизм, проповедует жесткую и непреклонную справедливость и борьбу со стяжательством и роскошью. Это брутальный вариант арабского социализма. Ваххабизм  отрицает любые новации, отрицает развитие. Поэтому англичане и сделали на него  ставку. И не прогадали.

Англосаксы до сих пор остаются законодателями геополитической моды  в арабском мире, искусственно  ими расколотом, так же как сегодня расколот русский мир.

 Все нынешние границы и практически  все нынешние государства созданы англо — французскими колонизаторами из того расчета, чтобы мира в этих местах не было никогда.

Настоящие исторические государства исламского мира —   Иран и Турция. Такие государства, как Иордания и Бахрейн, просто придуманы англичанами. Бахрейн исторически — персидская территория.

Громадную дестабилизирующую роль играет религиозная рознь. В   Бахрейне большинство населения –  шииты, а правящая династия Ааль Халифа – сунниты. В Ираке, после американской оккупации власть забрали шииты, а сунниты  стали угнетаемым меньшинством. В Саудовской Аравии у власти династия Ааль Сауд, поддерживаемая  суннитским (ваххабитским) духовенством, но в этом монархическом государстве имеется  значительное шиитское меньшинство, которое довольно компактно проживает в восточной провинции Эль-Хаса, где сосредоточены большие нефтегазовые  месторождения.

Единство  исламского мира размывается еще и тем, что суннитским государствам во главе с Сайдовской Аравией противостоят шиитский Иран и алавитская Сирия(алавиты — мусульманская секта, своего рода религиозный орден, где принципы ислама перемешаны с идеями гностиков и раннего христианства). В самой Сирии, кстати,  большинство населения — сунниты.

Существует курдская проблема. Сорокамиллионый курдский народ живет на территории Турции, Ирана, Сирии и Ирака. Племена берберов — амазигов, коренное население Марокко, Алжира и Ливии, ведут национально-освободительную борьбу, стремясь создать свое собственное государство.

…Сегодня армия «Исламского государства» ведет войну с превосходящими силами  многочисленных противников. Барак Обама недавно сказал, что эта война может затянуться надолго. Так и будет.

С одной стороны, силы ИГ не  безграничны, они уже переходят к стратегической обороне. К ним стекаются добровольцы со всего мира, но для расширения контролируемой силами ИГ территории не хватает ресурсов и вооружений.

Самый  мощным ресурсом  ИГ является идеология – возможность самореализации для  молодых неудачников и маргиналов со всего мира без различия  национальности и цвета кожи.

Элита ИГ – это исламские большевики, вооруженные теорией и практикой освободительных движений всех времен и народов. Реальные вожди ИГ – это бывшие члены иракской партии БААС( партия арабского социалистического возрождения), попавшие в плен к американцам офицеры  Саддама Хуссейна. Они  были выпущены из заключения, когда пришло время «Х».

После войны в Ираке практически весь офицерский состав иракской армии оказался в американском лагере для военнопленных «Кэмп-Букка» или в тюрьме Умм Каср, туда частенько приезжал тогдашний шеф ЦРУ генерал Петреус. И, в результате  17 из 25 крупнейших полевых командиров и руководителей ИГИЛ – бывшие заключенные этих тюрем, с которым  Петреус провел грамотную работу по вербовке.

Расследования, которые проводили газеты Times, Guardian и Le Monde показали, что британская и французская разведки во многих случаях контролируют как отдельных вербовщиков, так и целые конторы, занимающиеся переброской жителей Великобритании и Франции в лагеря подготовки боевиков ИГИЛ. Ныне в рядах боевых подразделений Исламского Государства насчитывается как минимум 1200 французов и почти 1000 британцев. Те же братья Куаши, расстрелявшие сотрудников журнала «Шарли», ранее воевали в рядах ИГИЛ в Сирии против Асада. В ходе расследований обнаружилось также, что взаимодействуют с ИГИЛ и частные разведывательные компании из Британии и Франции, тесно переплетённые с государственными. Первоначально это были контакты по освобождению тех или иных лиц и вывозу их с территорий, контролируемых Исламским Государством. Однако в дальнейшем сфера бизнес-сотрудничества распространилась на контрабанду нефти и нефтепродуктов, уникальных произведений искусства.

Не стоит забывать, что на первом этапе массированную финансовую помощь ИГ оказывали Саудовская Аравия и Катар. Оружие террористам в Ирак и Сирию перебрасывалось с аэродромов в Саудовской Аравии самолетами частных американских компаний. После анализа номерных знаков самолётов и других их характеристик выяснилось, что в своём большинстве это – подставные компании ЦРУ и логистические подрядчики Пентагона. Вот, собственно, все друзья и союзники ИГИЛ. Но кто же тогда является их противниками?

По факту противниками ИГИЛ является Иран, иракские шииты, курды-езиды и сирийское правительство. А враг моего врага – мой друг.

 Без сомнений, у «инженеров хаоса» были и есть мощнейшие союзники в арабском мире. Об этом говорит следование ИГИЛ установкам малоизвестной на Западе работе Абу Бакр Наджа «Управление жестокостью: самая критическая стадия создания халифата», написанной ещё в 2004 году. Суть этой работы: вторжение американцев в Ирак и Афганистан не просто неизбежно закончится их поражением, но и породит дикость и хаос, с которыми янки справиться не смогут. Далее дикость, оружие, беспорядки расползутся по всему Ближнему и Среднему Востоку, погрузят регион в войны, распри и бессмысленное насилие. Остановить это сможет лишь осмысленное насилие в форме беспредельной жестокости, которую проявит сила, строящая всемирный халифат. Как видим, налицо соединение маскирующейся под ислам некой новой религии насилия с последними инженерно-технологическими разработками западных спецслужб. Вместе они должны создать новый субъект стратегического действия. Благодаря знанию внутреннего устройства субъекта, он, по надеждам его создателей, сможет направляться ими в нужное время и в нужное место.

Безусловно, то, что происходило и происходит в Сирии и Ираке сейчас, не входило в планы США. Созданный ими радикальный исламский Голем, названный вначале «широкой демократической коалицией всех антитиранических сил», вышел из-под контроля своих же создателей и начал крушить всё подряд.

Но тем не менее, американцы стремятся извлечь выгоду и из этой ситуации.

У них созданы для этого весьма хитроумные механизмы – сетевые структуры. Причем иерархические.

 Вначале создается  исламская сеть первого порядка  в благих целях изучения религиозного  теорминимума(вроде знаменитой ленинской школы Лонжюмо или семинара Ландау), ее  курируют и финансируют какие-нибудь саудовские принцы вроде  небезызвестных  Бандара или Турки, которые зарабатывают деньги для  финансирования этих сетей на алмазном африканском бизнесе. Теорминимум ведет мудрый и справедливый эксперт, знаток профильной литературы. Он от своего лица    и на средства того же принца учреждает фонд помощи страдающим единоверцам(аналог – Союз борьбы за освобождение рабочего класса или, скажем, общество продвинутых стартаперов), на работу в который направляются наиболее способные  ученики – мюриды.  Фонд занимается абсолютно нормальной  социальной работой, но попутно собирает полезную для ЦРУ информацию. Это сеть второго порядка.   Во главе этой структуры стоит симпатичный  психолог в  штатском, который помимо благотворительных мероприятий высматривает среди своих  сотрудников и их контактов подходящих для оперативной деятельности пассионариев, зазомбированных до такой степени, что из них уже можно формировать подразделения типа боевой организации партии социалистов — революционеров или Аль – Каеды и ИГИЛ, которые являются сетями третьего порядка.

На практике может быть и так, и несколько иначе, и вовсе по-другому. В зависимости от времени года, рельефа местности и капризов заказчика.

У сегодняшней России таких агентурных сетей нет нигде. И это ограничивает наши возможности влиять на ситуацию в горячих точках мира.

Но не отрицает эти возможности напрочь. Вот как раз сейчас Запад активно пытается вовлечь Россию в войну против ИГ, предлагая взамен возможное смягчение санкций.

Я почти уверен, что нынешнее  российское руководство, немного поторговавшись, примет эти предложения и какое-то участие в боевых действиях против ИГ примет. Я даже не удивлюсь, если в Ирак будут переброшены отряды ополчения Новороссии. Это станет гениальным ХПП (все знают эту аббревиатуру) кремлевских политтехнологов, и диалектически снимет тему «сдачи»   Донбасса, которая нервирует обитателей Большой Башни.

И тогда Россия встанет на пути  тысячелетней мечты арабов восстановить единое государство. Со вполне вычисляемыми последствиями. Если европейцы и русские забыли о временах величия арабской нации, то этого не забыли арабы. А также мусульмане всего мира. И если Россия встанет поперек их дороги к реализации панарабской утопии, то автоматически станет эсхатологическим врагом не только арабов, но и мусульман.

Вряд ли нынешние российские начальник это сознают. А ексли и понимают, куда их тянет Запад, то действует оппортунистически, то есть жертвует стратегическиеми интересами ради коньюнктурных. «Исламское государство»  и война с ним нужны  не только США, но и нынешней российской элите.  Для сброса пассионарной молодежи и озлобленных ветеранов разных войн. Для реабилитации перед общественным мнением.

Уже сейчас мы видим, как тема Донбасса уходит на задний план в российских СМИ, а тема ИГ выпячивается как первостепенная. Мы не просто попадаем, мы стремимся попасть в очередную американскую ловушку.

В итоге Россия окажется в кольце врагов. Участие в воне против ИГ втянет РФ в  роковой аттрактор-воронку событий. В математике аттрактор – область притяжения фазовых траекторий. Попадая туда, геополитический субъект испытывает фазовый переход. Фазовым переходом, например, была Великая Октябрьская революция. Запад умеет устраивать такие метаморфозы со своими геополитическими оппонентами. А Россия не умеет, и не умела никогда.

Выходит, мы обречены? Что нам не вырваться из геополитической ловушки?

Есть ли этому невеселому прогнозу какая-то альтернатива?

 Альтернативой могла бы быть тайная дипломатия, которая бы перенаправила  вектор наступления ИГ  – с наших границ на ту же Саудовскую Аравию. Еще покойный ныне бин Ладен мечтал завоевать и подчинить себе это марионеточное государство. Такую работу наши внешнеполитические структуры, явные и тайные, проделать не могут. За ними не стоит мощное государство с национальной идеологией и независимой экономикой. Поэтому мы можем только плестись в фарватере  мировых лидеров. Лавировать между  реально великими державами, цепляя  свою мелкую  выгоду.

Это, возможно, отодвинет деструкцию российского политического механизма, а возможно наоборот, подтолкнет ее. Российские вожди настолько некомпетентны, что любые их действия в последние годы идут во вред государственным интересам.

Но безо всякого сомнения ведущие российские телеканалы завалят российского обывателя  бравурными сводками с южного театра военных действий и заставят его на время забыть унизительное и непоправимое поражение на Украине.

Владимир Прохватилов,

Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),

эксперт Академии военных наук

Ранее

Как ИГИЛ* и «цветные» революции у семи нянек молодежь украли

Далее

Туркменский наезд

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru