А Саид Гафуров о том, погибнет ли Китай.
На состоявшемся недавно заседании Политбюро ЦК Компартии Китая ее генеральный секретарь Си Цзиньпин заявил о серьезном кризисе, поразившем КПК. По его словам, если руководство страны не начнет смело смотреть в лицо реальности, партию и государство ждут развал.
Заседание состоялось в середине июня, но его подробности стали известны только сейчас. Как сообщает гонконгский журнал «Чжэнмин», на расширенное собрание пришли представители центральных органов власти, партийных структур и силовых ведомств.
Как сказано в докладе Си Цзиньпина, Компартия Китая утратила свои идеи и цели, чиновники разных уровней и партийные функционеры забыли о работе, живут в роскоши, показывают беспечность, лень, внутренне развращены и торгуют должностями, в том числе за интимные услуги. Естественно, всё это вызывает только ненависть к партии и государству со стороны обычных граждан. По словам Си Цзиньпина, свыше 90% низовых партийных организаций дезориентированы, не ведут нормальной работы и должны быть реформированы. «Необходимо смело смотреть в глаза суровой реальности, признать и принять то, что партия деградировала до такой степени, что нависла опасность краха партии и гибели государства», — резюмировал лидер КНР.
Нынешний кризис на фондовом рынке Китая показал, что в экономике страны много противоречий. Но гораздо опаснее кризис политический. В трудах многих западных аналитиков можно прочитать, что Китай неизбежно должен повторить путь СССР. Мол, в эпоху цифровых технологий просто невозможно затушить тягу людей к свободе и демократии. И как бы партийные лидеры Китая не пытались зажимать свободу слова, народ всё равно будет требовать перемен.
С некоторыми выводами нельзя не согласиться, тем более мы на себе испытали опыт быстрого развала государства. Скажем, в 1985 году никому и в голову не могло прийти, что через шесть лет не станет ни Советского Союза, ни КПСС — тогда они казались «железобетонными». Уже постфактум стало понятно, что системный кризис зрел давно, и не только в экономической сфере, но и в идеологической. Многим, попросту говоря, надоела окружавшая их реальность. Великие стройки уже никого не вдохновляли, смыслы начали искать в произведениях «самиздата» и в погоне за модными вещами. И когда Ельцин объявил о «борьбе с привилегиями», до полного краха оставалось совсем недолго.
Интересно, что о глубоком кризисе в Компартии Китая Си Цзиньпин говорит далеко не первый раз. Еще в 2013 году он предупреждал: «В некоторых районах гнев народа уже достиг точки кипения. Народное негодование приближается к критической черте».
Сейчас, в условиях обострения отношений с Западом, Москва сделала ставку на развитие отношений с Поднебесной. И в экономическом, и в технологическом, и в геополитическом плане. Но нет ли опасности, что скоро вместо надежного и стабильного соседа мы будем иметь на Востоке огромную зону хаоса?
— На мой взгляд, заявления Си Цзиньпина — это инструмент внутренней политики, — говорит научный руководитель исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров. — В Компартии Китая идет жесткая борьба нескольких линий. Ситуация для КПК не настолько катастрофична, Си Цзиньпин немного сгущает краски. Ведь в целом консенсус в обществе вокруг идеи повышения всеобщего благосостояния сохраняется.
Слова председателя партии можно расценить, как попытку перенести удар с левого крыла КПК на правое. Левое крыло во главе с Бо Силаем было разгромлено, теперь Си Цзиньпин хочет расправиться и с правыми.
Корень противоречий — очень серьезный конфликт между центральным руководством Китая и партийными организациями в провинции. В Китае есть экономические субъекты центрального подчинения и субъекты местного подчинения. И в их отношениях назрели очень серьезные перемены.
«СП»: — Каких изменений в политике Китая можно ожидать?
— Во внешней политике, на мой взгляд, ничего серьезного не произойдет. Во внутренней — усилится роль предприятий центрального подчинения и несколько ослабнет роль предприятий местного подчинения. Будет налаживаться экономическая дисциплина. В сфере политики начнется «закручивание гаек», будут кадровые решения и громкие разбирательства.
«СП»: — Многие из тех, кто проводил приватизацию в «девяностые» в России, сейчас ездят консультировать китайских руководителей.
— Си Цзиньпин как раз и хочет остановить такие тенденции. Правое крыло партии, которое сейчас будут громить, и ориентировано на приватизацию. Скорее всего, старые планы по передаче предприятий в частные руки будут сорваны.
«СП»: — Под какими знаменами Си Цзиньпин желает проводить преобразования?
— Си Цзиньпин в большой степени прагматик. Он исповедует принцип «не важно, какого цвета кошка, — главное, чтобы ловила мышей». Вместе с тем, он чувствует угрозу, что теряется управление экономикой. Восстановить контроль можно, если заставить провинциальные предприятия работать в согласии с генеральной линией.
В Китае провозглашена идея построения общества средней зажиточности. На мой взгляд, формулировка очень точная.
«СП»: — Чем обернется «закручивание гаек» в плане общественных настроений?
— Для среднего обывателя вряд ли наступят серьезные перемены. Не коснутся перемены и наших отношений с Поднебесной.
«СП»: — Могут ли американцы активизировать свои усилия для подрыва политической стабильности Китая?
— Думаю, что Штатам сейчас просто не до этого. Там заняты своими внутренними выборами.
По информации: kolobok1973.livejournal.com