Предательство Ципраса

Накануне решающего голосования в парламенте Греции премьер-министр  заявил что бессмысленно сопротивляться превосходящей силе.

9f99480c59028a625a2396a462fd4

Накануне решающего голосования в парламенте Греции премьер-министр Алексис Ципрас выступил перед народом, объявив, что бессмысленно сопротивляться превосходящей силе. Правда, по отношению к критикам из рядов своей собственной партии он проявил жесткость, которой и в помине не демонстрировал при переговорах с кредиторами, навязавшими стране разорительное соглашение.

Если бы Фемистокл рассуждал так же, как Ципрас в 480 г. д.н.э., то европейская цивилизация, которую мы сейчас знаем, скорее всего просто не смогла бы появиться на свет.

Дело, конечно, не в одном Ципрасе и собравшейся вокруг него группе трусов и предателей. Самый тот факт, что левое движение пропустило этих ничтожных и подлых людей на руководящие посты, не может быть случаен, он отражает глубочайшую культурную и нравственную деградацию не только левых, но и общества в целом.

В истории левого движения было много предательств. Но вряд ли найдется хотя бы один случай столь же позорный и гротескный, как предательство Алексиса Ципраса, который сам организовал референдум, сам призвал граждан сказать «Нет», требованиям кредиторов, и сам же на следующий день после победы, отказался решение народа выполнять, а на переговорах с кредиторами принял условия многократно более тяжелые и разрушительные для страны, чем предлагались в начале.

Быстрота, с которой Ципрас сменил свои позиции на прямо противоположные, буквально потрясает.

Даже для тех, кто подобно мне, изначально не испытывали никаких иллюзий относительно лидеров партии СИРИЗА и нового греческого правительства, предостерегая прочих против подобных иллюзий, такое поведение оказалось поразительным. Тем более велик шок среди тех, кто всерьез поверил в Ципраса и его окружение, связывал с их политикой надежду на то, что они, если и не отстоят интересы своей страны, то хотя бы будут всерьез сопротивляться и попытаются сохранить элементарное достоинство.

Итоговый «компромисс», принятый на встрече Ципраса с коллегами по еврозоне, не только хуже первоначальных предложений, которые правительство Греции отвергло, но и представляет собой набор мер жесткой экономии многократно (подчеркиваю, я не оговорился: многократно) худший, чем то, что приняли предшествовавшие буржуазные правительства. На первичных переговорах министр финансов Янис Варуфакис совершенно справедливо доказывал, что принимать подобные условия не только преступно, но и глупо. Мало того, что меры болезненные, они ни одной проблемы не решают, а только усугубляют их. Новое обострение долгового кризиса на фоне неизбежного падения экономики может быть предсказано заранее с арифметической точностью. Упорство аналитика Варуфакиса было преодолено простейшим образом — его отправили в отставку, как только выяснилось, что подавляющее масса греческого народа думает так же, как и он.

Впрочем, не надо думать, будто Варуфакис был так уж склонен бороться за интересы рядовых греков. Уже после отставки он опубликовал статью, где ссылаясь на опыт лейбористов в Англии доказывал бесполезность попыток предложить альтернативу неолиберальному курсу.

«Чего достигли мы в Британии в начале 1980-х, когда выдвигали программу социалистических преобразований, в то время как британское общество тем временем оказалось в ловушке неолиберализма, расставленной миссис Тэтчер? Ничего! Чего можно добиться сегодня, призывая разрушить еврозону или даже сам Европейский Союз?»

Чего не понимает Варуфакис или, вернее, делает вид, будто не понимает, это принципиальной разницы между ситуацией начала 1980-х годов и нынешним кризисом. Тогда неолиберализм был на подъеме, сейчас он разрушается. И его разрушение происходит естественным образом, независимо даже от того, будет Варуфакис с ним бороться или нет, о чем свидетельствует сам греческий кризис. Это та объективная реальность, которой в годы правления Тэтчер не было. Именно поэтому радикальная альтернатива не просто возможна, она жизненно необходима, поскольку в противном случае распад неолиберальной системы повлечет за собой разрушение общества и цивилизации как таковых — что мы, кстати, и наблюдаем сегодня в Греции.

Варуфакис пытался умерить аппетиты кредиторов и найти обоюдоприемлемый компромисс между общественным организмом и раковой опухолью, разрушающей его. Итогом могло быть лишь менее катастрофическое и более медленное течение болезни — в самом лучшем случае. Но и эта позиция была отвергнута. Причем не только и не столько кредиторами, сколько руководство правящей партии.

С уходом Варуфакиса греческое правительство утратило не только остатки совести, но и последние признаки здравого смысла.

Ципрас продавил через парламент капитуляцию перед Евросоюзом, опираясь на голоса правых буржуазных партий, воюя против своих собственных недавних сторонников, против всех тех, кто привел его к власти и поддерживал все эти месяцы. Между тем, цена вопроса, которая составляла на 27 июля менее 10 миллиардов долларов, уже выросла до 90 миллиардов. И это при том, что греки позорно соглашаются на любые условия. Но в том-то и дело, что никакие соглашения ничего не решают, а программа помощи, навязываемая грекам означает если не убийство, то как минимум — обрушение экономики, после чего потребуется помощь в ещё больших размерах. Таким образом только за счет затягивания переговоров цена вопроса увеличилась в 9 раз.

Выход Греции из еврозоны является не лучшим, а просто единственным возможным решением. Это было совершенно очевидно уже 5 лет назад, когда развернулась вся греческая история, тогда многих бед можно было бы избежать. Однако именно это, единственное возможное решение подается на переговорах как катастрофа, как нечто такое, чего надо избегать любой ценой (вплоть до фактического распада государства). Это похоже на попытку решить арифметическую задачу при условии, что 2+2 может равняться любому числу, кроме только четырех. Не удивительно, что какой бы ответ вы ни предложили в итоге, он не сходится…

Нобелевский лауреат Пол Кругман очень внятно объясняет ситуацию на страницах “Нью-Йорк Таймс”, доказывая, что только Grexit прекратит затянувшуюся европытку страны. Но вопрос вовсе не в том, что правильно с точки зрения рациональной экономики или даже арифметики. Вопрос, что соответствует интересам людей принимающих решения. И в данном случае роль играют уже не только классовые интересы или интересы конкретных влиятельных групп бизнеса и чиновничества. В краткосрочной перспективе оказываются значимы также и специфические интересы конкретных персонажей, участвующих в решении вопроса: если отпустить, наконец, Грецию, то неминуемо кому-то придется отвечать за все те безобразия, которые творились на протяжении последних лет. А этого не хочется.

В исторической перспективе подобные попытки подчинить ход истории частному или даже личному интересу неминуемо приводят к катастрофе.

Но очень хочется если не предотвратить, то хотя бы оттянуть неизбежное. Только следует помнить: чем дольше будут тянуть, тем более масштабной будет итоговая катастрофа.

Резкое падение греческой экономики заранее спланировано авторами очередного «плана спасения». Однако скорее всего даже для них будет сюрпризом то, насколько глубоким и масштабным окажется спад, усугубленный полной деморализацией общества, трусостью и беспомощностью афинских политиков, безответственностью и жадностью кредиторов, а главное — новой волной кризиса в мировом масштабе. Недооценили авторы нынешней греческой трагедии и того, как скажется происходящее в этой стране на экономиках и обществах других стран Евросоюза. А эффект будет очень сильным и драматическим.

Экономическая катастрофа теперь обрушивается на Грецию, но моральная катастрофа не ограничивается пределами этой страны. Вся европейская левая будет теперь платить по счетам СИРИЗЫ. Теперь не только в Греции, но и в других странах континента ни одна левая партия не имеет серьезных шансов прийти к власти, возможно – на протяжении целого поколения. Если только в мире и в Европе не произойдут ещё большие потрясения, которые сотрут в памяти и сознании людей травму греческого предательства.

Вчера в афинском парламенте единственной партией, выступавшей последовательно, решительно и убедительно, оказалась неофашистская “Золотая заря”. В связи с этим неплохо бы вспомнить, что и Гитлер в Германии пришел к власти потому, что готов был ставить и решать стоявшие перед страной вопросы (репарации, Рейнская область), которые ни одна из демократических партий (включая социал-демократов) не готова была даже поднимать. Чем всё кончилось тогда, мы уже знаем. Что будет на сей раз, предсказать трудно, но уже ясно: ничего хорошего ни Греции, ни Европе ждать не приходится.

Тот, кто игнорирует уроки истории, обречен их повторять.

Впрочем, эту банальную, в сущности, истину в ближайшее время вспомнят многие и в России.

Борис Кагарлицкий

Фото: eadaily.com

По информации: rabkor.ru

Ранее

«Из двух воров мы выбрали того, который нам не лезет в душу»

Далее

В душе поэт, на деле олигарх

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru