Минэкономразвития подсчитало эффект от замораживания тарифов

В ответ на решение правительства о замораживании тарифов, которые в следующем году, по прогнозу Минэкономразвития, ускорят рост экономики до 3 %, монополии готовят ответный удар в виде увольнений и сокращений инвестиционных программ.

10 сентября Минэкономразвития представило правительству новый прогноз социально-экономического развития страны, в котором учтен отказ от роста тарифов монополий в 2014 году. Ранее Медведев поручил подготовить прогноз ожиданий от замораживания тарифов на газ для всех потребителей, передачу электроэнергии по сетям и грузовые перевозки по железной дороге.

«Технически замораживание происходит так, — рассказал «Интерфаксу» глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, – тарифы на железнодорожные перевозки будут повышены в январе 2015 года, на газ и электричество — в июле 2015 года. То есть, на год позже, чем предусмотрено действующим планом. Это позволит ускорить экономический рост с 2,8% (вариант без замораживания) до 3%»

Антиинфляционный эффект Улюкаев оценил в 0,4-0,5 процентных пункта (п.п.), рост цен, по его словам, не превысит 4,6%.

Аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов считает, что расчеты Минэкономразвития слишком скромны. По его оценкам, замораживание тарифов монополий в следующем году ускорит экономический рост на 0,5 процентных пунктов, а в 2015 году при индексации тарифов на 5 % – на 0,8 п.п.

По оценке Натальи Орловой из «Альфа-банка», инфляция может замедлиться на 1 п.п. А Девятов считает, что замедление может еще большим – на 2,5 п.п., ведь когда в первом половине 2012 года тарифы были заморожены на 3-4 месяца, инфляция замедлилась с 6,1% до 3,7-3,6%.

По мнению Улюкаева, эти меры приведут к тому, что появятся стимулы для роста частных инвестиций. Как подсчитало Минэкономразвития, индексация тарифов сэкономит 130 млрд рублей, одни только грузовые первозки дадут 70-80 млрд.

По словам Девятова, более всего ожидается снижение издержек в торговле и сфере услуг – около 17 % ВВП, при этом в выигрыше останутся и обрабатывающие секторы экономики, хотя по промышленности в целом эффект будет нейтральным. Вложения же в основной капитал, по его расчетам, в следующем году ускорятся на 1 п.п.

Улюкаев считает, что инвестиционные существенно сократиться не должны программы монополий, ведь инвестиции подешевеют, поскольку фиксация тарифов дат возможность поставщикам снизить цены, сами же монополии смогут оптимизировать свои расходы.

Главный экономист HSBC Александр Морозов уверен, что из-за ограниченности привлечения заемных средств монополии как раз сократят свои инвестпрограммы, в этом основной риск замораживания тарифов. Для частных компаний важнее рост прибыли, а не низкая инфляция, а поскольку тарифы планируется зафиксировать всего на один год, то поэтому ускорение роста ВВП неочевидно.

Сотрудник Минэкономразвития, пожелавший остаться инкогнито, считает, что за сохранение инвестпрограмм предстоит еще побороться с монополиями, в первую очередь с «Газпромом». Из расчетов Минэкономразвития следует, что при индексации тарифов в 2014 году на уровень инфляции – 6%, дефицит инвестпрограммы РЖД составил бы 296,6 млрд рублей.

Один из топ-менеджеров утверждает, что если тарифы не индексировать, РЖД закончит 2014 год с убытком, а инвестпрограмму придется урезать вдвое. Ведь даже при 6-процентной индексации железнодорожная монополия планировала сокращать свои операционные расходы на 50 млрд рублей, поскольку без этой меры нужно будет увольнять десятки тысяч работиков железной дороги, и примерно такое количество переводить на сокращенный рабочий день.

Официальный представитель «Газпрома» от комментариев по этому поводу отказался, однако один из высокопоставленных сотрудников сказал, что замораживание тарифов неминуемо скажется на сокращении инвестпрограммы концерна и снижении капитализации.

Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики отметил, что единственная фора промышленности – это низкая стоимость энергоресурсов и электроэнергии, ведь трудовые издержки и реальный эффективный курс рубля расту, а это снижает рентабельность. «Монополии эти деньги все равно проедают», а промышленности нужна опора, поддержал он позицию Минэкономразвития.

При этом Миронов считает, что монополии будут всячески сопротивляться, шантажировать правительство сокращением геополитических проектов и массовыми сокращениями штатов. По словам Миронова, для преодоления этого сопротивления правительству потребуется политическая воля.

Служба информации «НВ»

Ранее

Комиссия ООН по Сирии: военные преступления совершают обе стороны

Далее

Современного Маугли обнаружили в Алтайском крае

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru