После смерти муллы Омара талибы не могут договориться между собой
Смена руководства движения “Талибан”, происшедшая после объявления о смерти его основателя и лидера муллы Омара, вызвала раскол в рядах талибов, впервые за многие годы вышедший на поверхность. Провозглашение главой талибов муллы Мансура брат и сын покойного муллы Омара встретили в штыки, а представитель талибов в Дохе, отвечавший за переговоры с афганскими властями, в знак нелояльности новому лидеру ушел в отставку. Брожение в рядах талибов может привести к радикальным переменам внутри движения, в результате чего умеренное крыло включится в политический процесс в Афганистане, а радикалы продолжат борьбу, влившись в ряды “Исламского государства”.
После обнародования информации о смерти муллы Омара, который правил в Афганистане с 1996 по 2001 год, а после свержения режима талибов скрывался в труднодоступных горных районах, в рядах нового руководства талибов нарастают разброд и шатания. Принятое на прошлой неделе решение совета шуры — высшего органа движения “Талибан” — избрать новым лидером талибов муллу Ахтара Мансура не только не обеспечило преемственность в руководстве талибов, но и стало отправной точкой для борьбы за власть.
На фоне появившихся в афганских СМИ публикаций, что мулла Омар даже мог быть отравлен будущим преемником, о своем категорическом несогласии с решением совета шуры сообщили брат и сын покойного лидера.
А затем беспрецедентный демарш устроил глава представительства движения “Талибан” в Дохе Мохаммад Сайед Тайяб Ага, отвечавший за контакты между талибами и властями Афганистана. В своем заявлении он возложил на муллу Мансура прямую ответственность за то, что, как правая рука муллы Омара, он скрывал его смерть от рядовых членов движения на протяжении двух лет. В связи с чем первыми о кончине их вождя объявили не сами талибы, а афганские власти. Такие действия муллы Мансура Мохаммад Сайед Тайяб Ага назвал “исторической ошибкой”.
После этого он бросил вызов базирующемуся в пакистанском городе Кветта совету шуры, поставив под сомнение его полномочия выбирать главу талибов. “То, что лидер был назначен людьми, находящимися за пределами страны,— это еще одна большая историческая ошибка”,— заявил глава представительства талибов в Катаре. Он выразил недовольство по поводу того, что центр принятия решений “Талибана” находится не в Афганистане, а в Пакистане. В знак своей нелояльности мулле Мансуру и совету шуры Мохаммад Сайед Тайяб Ага объявил об отставке.
Раскол в рядах талибов имеет все шансы перерасти в вооруженное противостояние между противоборствующими группировками, первые признаки которого проявились на этой неделе. Как заявили в руководстве полиции находящейся на востоке Афганистана провинции Герат, в ходе перестрелки между двумя отрядами талибов восемь боевиков были убиты. По данным афганских и пакистанских СМИ, еще одно столкновение произошло в Кветте.
Последние события в Афганистане свидетельствуют о том, что на сегодня в рядах талибов нет человека, способного стать знаменем движения и внести в него консолидирующее начало. В этой ситуации “Талибан” может ждать окончательное разделение на умеренное и радикальное крыло, в результате чего умеренные пойдут на диалог с Кабулом и попытаются договориться при посредничестве Пакистана о вхождении в структуры афганской власти. В свою очередь, непримиримые, выступающие против мирных переговоров, продолжат вооруженную борьбу.
При этом вероятным сценарием для непримиримых талибов эксперты называют их включение в ряды нацелившейся на активное проникновение в Афганистан группировки “Исламское государство”.