Владимир Путин ведет когнитивную войну против сил зла
«Ксеркс начал готовиться к походу на Абидос. Между тем мост через Геллеспонт из Азии в Европу, соединявший оба материка, был построен. Когда же пролив был соединен мостом, то разразившаяся сильная буря снесла и уничтожила всю эту постройку.
Узнав об этом, Ксеркс распалился страшным гневом и повелел бичевать Геллеспонт, наказав 300 ударов бича, и затем погрузить в открытое море пару оков. Передают еще, что царь послал также палачей заклеймить Геллеспонт клеймом. Впрочем, верно лишь то, что царь велел палачам СЕЧЬ МОРЕ, приговаривая: “О ты, горькая влага Геллеспонта! Так тебя карает наш владыка за оскорбление, которое ты нанесла ему, хотя он тебя ничем не оскорбил. И царь Ксеркс все-таки перейдет тебя, желаешь ты этого или нет». Так велел Ксеркс наказать это море, а надзирателям за сооружение моста через Геллеспонт – отрубить головы. И палачи, на которых была возложена эта неприятная обязанность, исполнили царское повеление».
Геродот. «История».
В отечественной традиции принято высмеивать Великого Царя за якобы проявленное им мракобесие, тупое упрямство и прочие негативные свойства типичного тупого деспота. А на самом-то деле Ксеркс безусловно был деспотом. Причем крайне жестоким, но отнюдь не тупым. Он приказал публично наказать Геллеспонт (нынешний пролив Дарданеллы) для того, чтобы все его подданные убедились, что неповиновение Великому Царю карается жестоко и неумолимо независимо от личности бунтовщика, будь-то человек или силы природы. Тем самым Ксеркс утверждал в сознании подвластных ему и намеченных к покорению народов концептуальную идею своей божественной сущности. А также бессмысленности всякого сопротивления воле Великого Царя.
В современном научном дискурсе это называется когнитивной войной. Ее отличие от войны информационной в том, что любая, даже самая изощренная информационная война просто вываливает на целевую аудиторию просто кучу фактов, реальных или фейковых. Это так и называется – информация к размышлению.
А война когнитивная меняет сознание аудитории, являя ей либо что-то чудесное. Либо нечто ужасное. Что касается чудес, то их являют волшебники или пророки. На худой конец кашпировские с чумаками.
Но это не уровень царей, вождей и президентов. Они выше пророков и волшебников. Просто по факту более обширной целевой аудитории. Поэтому их арсенал когнитивного воздействия должен быть совершенно иным. Направленным на повышение царева имиджа в глазах целого народа, а то и группы народов.
В эпоху телевидения и интернета донести властный мессидж до широких масс – дело техники. Вопрос только в том, каким должен быть этот мессидж, или по-русски говоря, послание.
Так вот. Высочайшее повеление о сжигании запретной еды – это когнитивная война с силами зла, под которыми понимаются как внутренние супостаты в идее разного рода коррупционеров, так и внешний Доктор Зло. Коллективный Запад и его приспешники, в числе которых по данной теме проходят и формальные союзники России вроде Белоруссии, руководство которой не хочет присоединяться к путинским ответным санкциям.
Это типичная Effect based operation из арсенала новомодных сетецентрических иррегулярных войн.
Что такое Effect based operations? «Операции базовых эффектов», так этот термин переводят российские горе-эксперты. Кажется, такой перевод прижился у нас с нелегкой руки Александра Дугина.
Справка(отрывок из сочинения А.Г.Дугина «Сетецентричные войны»):
Операции базовых эффектов (Effects-based operations – EBO) – центр «сетецентричных войн»
Центральной задачей ведения всех «сетевых войн» является проведение «операции базовых эффектов» (Effects-based operations – EBO), далее ОБЭ. Эта важнейшая концепция во всей данной теории. ОБЭ определяются как«совокупность действий, направленных на формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в ситуации мира, кризиса и войны». (Цит. по Edward A.Smith, Jr. Effects-based Operations. Applying Network-centric Warfare in Peace, Crisis and War, Washington, DC:DoD CCRP, 2002).
ОБЭ означает заведомое установление полного и абсолютного контроля надо всеми участниками актуальных или возможных боевых действий и тотальное манипулирование ими во всех ситуациях – и тогда, когда война ведется, и тогда, когда она назревает и тогда, когда царит мир. В этом вся суть «сетевой войны» – она не имеет начала и конца, она ведется постоянно, и ее цель обеспечить тем, кто ее ведет, способность всестороннего управления всеми действующими силами человечества. Это означает, что внедрение «сети» представляет собой лишение стран, народов, армий и правительств мира какой бы то ни было самостоятельности, суверенности и субъектности, превращение их в жестко управляемые, запрограммированные механизмы. За скромной «технической» аббревиатурой «ОБЭ» стоит план прямого планетарного контроля, мирового господства нового типа, когда управлению подлежат не отдельные субъекты, а их содержание, их мотивации, действия, намерения и т.д. Это проект глобальной манипуляции и тотального контроля в мировом масштабе.
http://med.org.ru/article/2893
У Сунь Цзы об этом написано гораздо проще – «Разбить чужие союзы».
Да и перевод – на уровне неуспевающего школьника начальных классов.
Это все равно как перевести «well-planned operations», то есть «хорошо спланированные операции», как «операции хороших планов».
Хотя, конечно, перевести Notre Dame de Paris, как «Наши дамы из Парижа», несколько смешней.
Авторитетный военный эксперт Рачья Арзуманян перевел термин Effects-based operations как «операции, нацеленные на эффект».
На мой взгляд, это тот случай, когда переводчик грешит все же буквализмом в ущерб семантической составляющей.
Не существует операций, не нацеленных на тот или иной эффект. Американцы просто склонны к коротким рубленым фразам, которые иностранным экспертам, не вполне владеющим тематической конкретикой представляются волшебными заклинаниями, несущими сакральный смысл.
А как же это переводить? Ну, например, как «операции, нацеленные на когнитивный эффект». Тут все понятно.
Вот и пресловутое хлестание Геллеспонта плетьми по приказу Ксеркса, и сожжение хамона и пармезана по приказу Путина, это операции, нацеленные на когнитивный эффект. На то, что внутренние и внешние супостаты убоятся божественной решимости Великого Царя, равно как и любимого вождя, и прекратят противиться их высочайшей воле.
Владимир Путин не новичок в когнитивной войне, как бы ни позиционировал себя в качестве единственного Великого Кога известный публицист Максим Калашников.
К сожалению, в результате массированных когнитивных войн против целевой аудитории – «дорогих россиян» – в нашей стане сформировались две антагонистических социальных страты – пассивное молчаливое большинство «дорогих россиян» и исчезающе малая псевдоэлита, живущая только ради себя.
И вот впервые когнитивное оружие массового поражения применено против коррумпированных чиновников и бизнесменов, которые не выполняют постановления и указы, запрещающие ввоз в Россию различной импортной еды. Плохи или хорошо эти указы и постановления, это отдельный разговор. Что цены на всю еду из-за этих указов подскочили, это ясно всем, кто умеет считать. Но в данном случае тема иная.
Путин впервые жестко отреагировал на коллективный саботаж псевдоэлиты. Причем самым эффективным и будоражащим сознание способом.
Остается посмотреть, что будет дальше. Если Кремль через некоторое время отменит «поджигательский» указ, то это будет очень серьезное когнитивное поражение Кремля. Если не отменит, а чиновники и коммерсанты научатся сжигать обертку от пармезана и хамона, а запретные яства поедать или продавать с черного крыльца, это будет тоже когнитивным поражением, но понятным только узкому кругу экспертов.
А если репрессии Великого Царя, то бишь любимого вождя, против коррупционной стихии возымеют действие, то это будет означать, что Кремль наконец-то нашел способ остановить катастрофическое падение управляемости огромной страны, грозящее всем ее гражданам напастями гораздо более неприятными, чем вздорожание провианта.
Ксеркс, как известно, перешел Геллеспонт. А Владимиру Путину еще только предстоит доказать свое умение продуктивно применять когнитивные технологии.
Российские СМИ сообщают, что местные жители, например, в Смоленской области, разбирают предназначенные к уничтожению продукты, и им никто не мешает. Народ, я думаю, прав. Что думают на эту тему жители голодающего Донбасса, очевидно.
Но я написал о другом. О мотивации формально всевластного правителя, который думает об упрочении своей власти.
P.S. Французский философ Гастон Башляр написал в 1937 году свою знаменитую книжку «Психоанализ огня», в которой он трактует прирученный домашний огонь как объект коллективной медитации. То есть как когнитивное оружие массового поражения. Вам не кажется, что российский президент знаком с трудами французских философов?
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Фото: rusvesna.su
По информации: vvprohvatilov.livejournal.com