Эксперты обсуждают экономический кризис
Владислав Жуковский – человек, который недавно ввел в ступор ведущего РБК своими “непричесанными” прогнозами – более развернуто, а главное – письменно (с голоса вообще сложно воспринимать серьезные вещи)опубликовал в своем ФБ анализ-прогноз происходящего, при этом осторожно, но вполне четко обозначил сроки и периоды. (Если у кого не отображается текст по ссылке – у ФБ есть такие приколы: он не всем открывает ссылки, маякните, я тогда выложу его в апдейте)
Почему он ввел в ступор ведущего, в общем-то, понятно. Официальная позиция – всё хорошо и будет еще лучше. Путин уже в открытую врет про два года, после которых всё будет в шоколаде. Его министры соревнуются в оптимизме. Неофициально все (включая и либеральную общественность) понимают, что власти напропалую несут пургу, но при этом все откровенно боятся заглядывать в ту пропасть, которая постепенно начинает показываться из тумана. Жуковский всего лишь констатировал то, что не принято не только говорить, но и обдумывать. На “Титанике” до последнего, как известно, играл оркестр. У нас (да и во всем мире) этот оркестр просто давит на перепонки, заглушая всякие неприятные скрежеты.
Так вот, о текстовой части Жуковского. Я не стану разбирать резолютивную часть – здесь нужны совсем уж специальные знания, у меня их просто не хватает. Но в констатирующей он весьма определенно указал на объективную и субъективную предпосылку, которые и подвигли его на свой безрадостный прогноз.
Объективная часть – в мировой, и нашей российской начались осцилляции, то есть растет и частота и амплитуда колебаний различных подсистем. Кирил Еськов с социодинамической точки зрения объясняет это суверенизацией подсистем перед фазовым переходом: каждая подсистема начинает вести себя все более самостоятельно, вектора их действий перестают соответствовать общему вектору движения системы в целом, неизбежно возникают флуктуации, и чем ближе к сдвигу, тем они сильнее по амплитуде и происходят все чаще. В обычной жизни это наблюдается через непрерывную цепь все более серьезных микрокатастроф – своеобразных “микро-черных лебедей”, то есть, событий, которые принципиально непредсказуемы, но которые можно логично объяснить постфактум. Число таких “лебедей” растет, количество неизбежно переходит в качество, и появляется “тот самый” последний “лебедь” или целая серия их, которые и пускают потерявшую устойчивость систему вразнос.
Собственно, осцилляции являются важнейшим маркером начала такого процесса. О них Жуковский и говорит. Сейсмологи по начавшимся осцилляциям в коре способны прогнозировать землетрясения, а непосредственно перед ними – даже указывать на место и вероятную мощность.
Есть и субъективная составляющая, и Жуковский ее тоже затрагивает. Это полная деградация управляющих элит, которые делают все, чтобы не замечать происходящее, а значит – совершенно не готовых не только к противодействию, но даже к осознанию причин начавшихся изменений. Это справедливо и для глобальных элит, а уж для российской такое поведение просто по умолчанию – ну не могут вчерашние бандиты из подворотен выйти за рамки привычных схем грабежа и гоп-стопа. Что высшие руководители, что подобранный ими по принципу личной преданности человеческий мусор.
При этом рецепт, который дает Жуковский в самом конце, выглядит банальным и предельно тезисным – что, в общем-то, понятно – это отдельная тема. Его нынешний текст – скорее констатирующий. Единственный способ выйти из системного кризиса – перестать быть частью этой системы. Жуковский называет это уходом от экономики трубы – но мы все прекрасно понимаем, что за этим предложением кроется полное переформатирование и экономической, и политической, и социальной системы, дезинтеграция практически всей сегодняшней управляющей элиты, изменение общественных отношений и создание новых целевых установок.
Тем более очевидно, что современная российская элита не способна даже сформулировать запрос на столь самоубийственное для нее решение. А это означает, что система будет проолжать деградировать до самого конца – никаких возможностей для контроля за распадом сегодня не имеется.
Тем не менее, выход существует – это именно уход от экономики трубы”, отказ от своего места в американской пищевой пирамиде. В стародревние времена уже происходили такого рода события – наши пращуры вышли из моря на берег, уйдя из системы, созданной в морской среде, и создав собственную – на земле. Здесь тоже произошло разделение на сухопутных, летающих и водоплавающих – вновь были созданы новые экосистемы, живущие по своим правилам и имеющие свои иерархии. Так что глобализация мировой экономики – не приговор. Вполне возможно создание отдельных друг от друга экономических и политических систем, существующих параллельно, но при этом основанных на разных принципах, что и позволяет не переносить кризис одной в остальные.
Это и есть та сверхзадача, которая вытекает из вывода Жуковского. Вопрос только, кто будет ее формулировать, отрабатывать и исполнять. Нынешние точно не будут. Поэтому остается ждать, когда они самоубьются, но при этом не сидеть с остекленевшим взглядом в ожидании неминуемого, а спокойно готовиться к нему, понимая, что происходит, как это будет происходить и что нужно будет делать после.
Фото: pda.ura.ru
По информации: el-murid.livejournal.com