Фоторепортаж с некогда самой большой базы подводных лодок в СССР
Еще в 30-х гг. ХХ столетия на советском Черноморском флоте начались работы по сооружению подземного убежища для субмарин. Военно-политическое руководство страны решило таким образом уберечь хоть какую-то часть подлодок от возможной бомбардировки вражеской авиацией. Однако задуманный проект так и не был полностью воплощен в жизнь. Довести задумку до конца, говорят, помешала война. Во второй половине 50-х гг. руководство СССР вернулось к идее прятать свои подводные лодки в тайных подземных каналах. Правда, главная цель преследовалась иная: в связи с угрозой применения потенциальным противником ядерного оружия требовались противоатомные укрытия. Выбор пал на крымскую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — Балаклава превратилась в закрытый район Севастополя. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. С 1993 база постепенно приходит в запустение. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. Согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса «Балаклава».






Прелесть и своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе высятся живописные развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую — поднимается гора Таврос, что в переводе с тюркского значит «пустая». В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров.






В случае угрозы прямого ядерного удара — а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн — толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек. Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и комнаты отдыха.







Петр Штопоров
Фото: www.fresher.ru
По информации: