VIP-трассу от Пулково до Константиновского дворца для глав G-20 оплатили обитатели хижин
VIP-трассу от аэропорта Пулково до Константиновского дворца для глав «большой двадцатки» оплатили обитатели хижин
Первыми, как и следовало ожидать, эту дорогу опробовали особо важные персоны из 20 ведущих стран мира, ради которых, собственно, VIP-трассу и строили. Они с ветерком и, надо думать, с удовольствием промчались по дороге, стоившей нам всего-то 1,8 миллиарда рублей.
Участники встречи G-20 обсудили в Петербурге самые главные, пожалуй, мировые проблемы, волнующие практически всех, — возможное нападение США на Сирию и план борьбы с уходом от налогов крупных компаний (который некоторые оптимисты поспешили назвать отказом от банковской тайны).
Можно даже сказать, что главы G-20 озабочены были одним: денежными затруднениями в условиях глобального экономического кризиса. Ведь и полномасштабная война в Сирии (а именно в эскалацию войны и перерастут «точечные удары» американцев и примкнувших к ним союзников) — это рост цен на нефть, а значит — и новые непредвиденные расходы, и попытки бизнесменов прятать свои реальные доходы по всяким окраинам мира — это тоже потери для бюджетов.
По общему мнению, результаты саммита надежды оправдали. И сирийская проблема оказалась единственной, так и не нашедшей пока общего решения. Зато в вопросах, которые пахли деньгами, главы государств нашли взаимопонимание. Они утвердили меры по стимулированию экономической активности и созданию новых рабочих мест. А уж в желании разобраться по всей строгости с теми, кто уходит от налогов, главы «двадцатки» и вовсе оказались едины.
Еще до конца 2015 года совершится переход к автоматическому раскрытию информации о налогоплательщиках, что и приведет к пополнению государственных бюджетов. Правда, аналитики считают, что обнаружить утаенное не удастся столь быстро — эффект проявится позже, да и вытрясти все вряд ли удастся. На смену Виргинским Британским островам придут еще какие-нибудь… И потом. А можно ли самого себя обидеть? Ведь не секрет, что иные высокопоставленные чиновники являются теми самыми людьми, для которых законы не писаны!
За примером далеко и ходить не надо. Стоит только обратиться к истории с дорогой, по которой в гордом одиночестве лидеры стран «большой двадцатки» проследовали во Дворец конгрессов.
Парадоксально, но факт: чтобы высокопоставленные особы могли поговорить о нехватке денег и способах их экономии, налогоплательщикам России пришлось здорово раскошелиться. Дорога протяженностью 5,6 километра от аэропорта до Стрельни стоила нам около 1,8 миллиарда рублей. Дороговато будет.
Правда, дорогу строили с нуля. Так что в стоимость вошли и разработка всей документации, и выкуп земельных участков, и изыскательские работы, и само строительство… Ну, и стремительность, с какой дорога появилась на свет, тоже имела цену. Как говорится, дорого яичко к Христову дню.
Говорить о дороге начали еще прошлой осенью, когда питерскому губернатору Георгию Полтавченко поручили «проработать вопрос» о кратчайшем пути проезда в Стрельню участников будущего саммита. Но и нынешней зимой все еще продолжались лишь жалобы чиновников друг на друга. «Строительство указанной автодороги к началу проведения саммита в сентябре 2013 года не представляется возможным», — констатировал глава администрации президента Сергей Иванов. Чтобы решить даже такое простое дело, понадобилось личное вмешательство первого лица государства! И только после этого, но зато очень быстро, буквально в три дня, с 23 по 26 апреля, чиновники сумели объявить тендер на строительство дороги, провести его и назвать победителя-генподрядчика. Последнее было самым легким: участник-то был один-единственный — ЗАО ВАД. Похоже, для него т.н. «тендер» и провернули, если он вообще имел место быть. В очередной раз победила дружба?
На разговоры о дороге ушло времени в разы больше, чем на ее строительство. Полгода на разговоры, потом еще три месяца на подготовку и согласование документации с Госстройэкспертизой (срок был дан до 31 июля). А транспорт должен был выехать на нее не позднее 15 августа, дабы к саммиту, назначенному на первые числа сентября, все было в полной боевой готовности.
Кстати, главы государств и сопровождавшие их многочисленные лица проехали в Константиновский дворец по так и не сданной в эксплуатацию дороге. Официальная сдача назначена на 2014 год. Схема финансирования «подъезда ко дворцу» тоже была обещана позже, и расплатится Минтранс за него только после официальной приемки.
Заметим, что это не первая дорога для президентских мероприятий, которая строилась в Петербурге без «формальностей». Такая же «незаконно рожденная» дорога появилась в 2010 году на Крестовском острове — специально для президентской регаты с участием Дмитрия Медведева. Проект же на нее был согласован только в 2012 году. А потом Смольный… отказался принять дорогу в эксплуатацию и оплатить ее! И стал через суд добиваться расторжения с компанией 500-миллионного контракта. В нынешнем году таким же методом, но уже другая компания строила подъездную дорогу к заводу имени Климова — чтобы Владимира Путина смогли подвезти на открытие предприятия. Хотя расходы на нее — даже по заниженной смете они составили 187 миллионов рублей — в бюджете Петербурга предусмотрены не были.
Знатоки утверждают, что ЗАО ВАД сделало из этих печальных историй правильные выводы. И своеобразной гарантией выплаты государством почти двух миллиардов за дорогу для саммита стал выигрыш компанией все в том же апреле не только тендера на строительство «подъезда ко дворцу», но и сразу пяти подрядов Смольного на ремонт питерских дорог стоимостью 1,5 миллиарда рублей. А еще в мае выиграла один из самых дорогих в Петербурге подрядов на строительство участка нового Приозерского шоссе стоимостью 16 миллиардов. И хотя на аукционе московская компания предлагала построить этот участок дороги за меньшие деньги — на 2 миллиарда рублей дешевле, победило ЗАО ВАД Валерия Абрамова и Виктора Перевалова.
По всему видать, победила не просто дружба — великая дружба. Вот, подытоживая, и опасаешься, как бы высокие чувства опять не помешали законы блюсти.
Ольга КИТОВА
обозреватель «НВ»
На фото: Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко