О путях выхода из системного кризиса государственного управления.
Рубль падает стремительным домкратом, несмотря на недавние мантры некоего Улюкаева, непонятно как попавшего на министерский пост. Цена российского рубля в принципе зависит от цен на нефть. А они падают, как целая дивизия стремительных домкратов. Но! Как известно, сейчас цена на нефть опустилась до уровня 2004 года.
А в 2004 году при этой же цене на нефть Россия имела семипроцентный рост ВВП, и 12 процентов роста реальных доходов населения. Инфляция, конечно, была, но не такая уж серьезная – 8.5 процентов. Валютные резервы выросли, курс рубля укрепился и к концу года составил 28 рублей за доллар.
Как же так? Почему тогда мы росли, а сейчас падаем? Я не буду приводить никаких официальных данных, потому что им не верю. А процитирую своего доброго друга, авторитетнейшего эксперта Александра Краснова, который смотрит, что называется, в корень:
«Россию опустошают намеренно.
По имеющимся оценкам, подкрепленным официальной статистикой в 2015 году вывоз капитала из России составит не менее 150 млрд. долларов.
Считается, что вывозимый капитал это прибыль принадлежащих уважаемым людям компаний.
Или выручка от продажи их акций.
Прибыль по 2014 году:
-Газпром 4 млрд. долларов.
-Роснефть 8,75 млрд. долларов.
– Лукойл 4,746 млрд. долларов.
– Сургутнефтегаз 22 млрд. долларов.
– Русал 0,282 млрд. долларов.
Итого. Главные российские экспортеры заработали в 2014 году 40 млрд. долл. прибыли.
В 2015 году это будет меньше минимум, на 30%.
Всего в России денежная масса сейчас около 560 млрд. долларов.
Из Россиии выводится 150 млрд. долларов или 27% от общего количества денег в стране.
150-40 = 110 млрд. долларов непонятного происхождения.
Совершенно ясно, что это не прибыль бизнеса и госкомпаний.
Собственники госкомпаний и крупного бизнеса официально не менялись.
Что это за деньги – 110 млрд. долларов?
Ответ очевиден.
Это деньги чиновников и им родных людишек.
Это откаты, взятки, воровство.
Это деньги министров, вице-премьеров, губернаторов, мэров и генералов, деньги, украденные энергетиками и коммунальщиками.
Уникальная ситуация!
Каждый из выводящих из России деньги находится под пристальным вниманием российских, западных и восточных спецслужб.
Все номинальные держатели и реальные бенефициары под колпаком у них же.
Это же старая как мир политика:
Дать украсть, дать вывезти и потом отобрать.
Ну какой губернатор или вице-премьер типа Дворковича сможет объяснить происхождение “принадлежащих ему” миллиардов долларов?!
Не сотен миллионов, как показывает Шувалов, а миллиардов и десятков миллиардов!
Даже если они согласятся честно работать на ЦРУ, Моссад или китайцев, то все равно у них большую часть отнимут.
Это тоже старо как мир.
Какими дураками надо быть, чтобы истерично отправлять из России 150 миллиардов долларов?
И раньше тоже?
Хуже вора может быть только вороватый дурак.
С чем нас и поздравляю».
Конец цитаты. Я поправил в филиппике Александа Эдуардовича несколько слов из соображений политкорректности. Ссылки на его пост в Фейсбуке не даю, потому что Росзавсемнадзор также сочтет это за криминал.
Если отрешиться от праведных эмоций товарища Краснова, то суть наших проблем такова: За годы высоких нефтяных цен российская номенклатура неуклонно наращивала свою норму прибыли. Агрегированный откат увеличивался с каждым годом. А квалификация управленцев столь же неуклонно падала. Это предвидел уже лет десять назад российский экономист Андрей Белоусов, написавший резонансный доклад « Долгосрочные циклы в российской экономике», где прямо сказал, что Россию ждет системный кризис. Никак не связанный с кризисом мировым.
Доклад большой, но вот что в нем написано касательно нынешнего времени:
«Узел 2015-2017 гг.
Кризисный узел середины следующего десятилетия связан, в основном, с долгосрочными стратегическими угрозами в сферах управления, демографии и здоровья населения, технологий и регионализации страны.
· Станет ощутимым снижение эффективности существующих механизмов государственного управления, которые будут размываться с двух сторон:
глобальных бизнес-структур и неправительственных организаций;
крупных регионов, политическая и экономическая самостоятельность которых будет возрастать.
Одновременно высока вероятность появления качественно новых угроз безопасности – со стороны терроризма, международной и внутрироссийской миграции, гуманитарной и экономической внешней экспансии – объективно требующих усиления регулирующих и силовых функций государства.
Если не удастся найти эффективные формы разрешения этого противоречия, то вероятен кризис государственности, сопровождаемый снижением национального суверенитета, в частности – национального контроля за стратегически важными сферами деятельности и ресурсами.
· Определяющим с точки зрения развития страны станут медико-демографические тенденции. При реализации пессимистичного прогноза к середине следующего десятилетия население страны сократится до 135 млн. чел.
Ситуация может осложниться в связи с ухудшением здоровья населения. К середине следующего десятилетия количество употребляющих наркотики может достичь 7-8 млн. чел., ВИЧ-инфицированных – более 4 млн. чел.
Данные тенденции вызовут одновременно:
– ухудшение социальной обстановки в стране – рост смертности, преимущественно за счет лиц в трудоспособном возрасте, распространение бедности, рост социальной напряженности и преступности;
– негативные экономические последствия, связанные с ухудшением качества трудовых ресурсов (при их нарастающем дефиците) и с вынужденным резким увеличением государственных социальных затрат.
· В сфере технологического развития проявятся риски, вызванные отставанием в распространении новых цифровых технологий, средств коммуникации, экологически чистых производств, а также современных медицинских технологий. <…>
· В середине следующего десятилетия ожидается исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов ряда природных ресурсов – нефти и цветных металлов (медь, цинк, свинец, олово, вольфрам и др.). <…>
Андрей Белоусов, с которым я неоднократно встречался в недалеком прошлом, всегда консультировал правительство, а посему выражается политкорректно. Но он ушел не так давно с поста главы Минэкономразвития в знак несогласия с макроэкономической политикой этого самого правительства. Поскольку абсолютно всем было понятно, что Белоусов прав, то Владимир Путин пригласил его к себе в помощники. Чтобы по крайней мере знать, что на самом деле происходит в России. Думаю, что конфиденциально Белоусов говорит Президенту слова еще более жесткие, чем позволяет себе эмоциональный товарищ Краснов.
Но нам от этого не легче.
Угрюмая растерянность – вот что накрыло нынче российских начальников. Мой добрый друг, профессор МГИМО Валерий Соловей так прямо и пишет в своем блоге в Фейсбуке, который я протицирую без малейшей правки. Потому что профессор Соловей и без мата умеет соответствующее настроение создать:
Такова реакция российской элиты на экономический шторм.
Хотя растерянность характерна и для Запада тоже, запас прочности России несравненно меньше.
Я не со всеми оценками уважаемого профессора согласен, в частности – по поводу судьбы Донбасса. Но в общем он абсолютно прав – наши элитки не на высоте.
Что из этого следует? Следует то, что нынешний политический механизм не может произвести необходимые структурные реформы(например, импортозамещение), которые могли бы спасти Россию от неминуемой экономической катастрофы в самое ближайшее время. Похожая ситуация была в 1917 году. Выход из нее нашли руководители императорского Генштаба, которые пришли к выводу, что царизм не может провести в России жизненно необходимые структурные преобразования и сделал ставку на тех, кто сможет это сделать. На большевиков. На уровне персоналий – глава военной разведки Генштаба Михаил Потапов вышел на контакт со Сталиным и Дзержинским, обеспечив им беспрепятственный захват Смольного и последующее удержание власти. Осознавая свою ответственность за судьбу государства, большевики во главе с Лениным в первую очередь восстановили естественные границы империи, а затем безотлагательно приступили к структурным реформам, начав реализацию плана ГОЭЛРО.
Сегодня российское правительство во главе с невнятным Медведевым не способно провести в сжатые сроки реформы системы госуправления, которые могут удержать страну от деструкции. Владимиру Путину, скорее всего, просто не на кого опереться. Может быть, оттого, что как профессиональный разведчик, к российской армии он испытывает некоторое недоверие.
Что тут скажешь? Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление, учил Наполеон. Сервильная и бездарная масса вороватой обслуги не поможет Президенту вывести страну из кризиса. Может, пора менять команду?
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
По информации: vvprohvatilov.livejournal.com