Сборная России провалила мировое первенство
Чемпионат мира по легкой атлетике в Пекине для сборной России закончился тем, чем и должен был закончиться. Завоевав на первенстве всего четыре награды и одержав всего две победы, она оказалась далеко-далеко от топ-тройки медального зачета. Назвать такой результат абсолютным провалом мешают только потери, понесенные российской командой перед турниром, в основном из-за допинга, а также пусть довольно скудные, но все-таки просматривающиеся у нее за год Олимпиады в Рио-де-Жанейро резервы, чтобы улучшить показатели.
Сборная России по легкой атлетике в этом веке успела приучить к тому, что на главных соревнованиях всегда по крайней мере борется за первое место в медальном зачете. Но в Пекине о ее мощи напомнила лишь концовка турнира, заключительный уикенд.
Предшествовавшая ему неделя получилась совершенно унылой: единственным островком счастья посреди моря поражений было серебро Дениса Кудрявцева на барьерной 400-метровке. На этом жутком фоне финиш смотрелся просто феерически успешным. В пятницу — эффектная победа еще одного барьериста, Сергея Шубенкова, на дистанции 110 м. На следующий день — российский триумф в секторе для прыжков в высоту, где Мария Кучина взяла золото, выстояв в сражении со знаменитой хорваткой Бланкой Влашич, а Анна Чичерова — бронзу. Вчера — еще попытки добраться до подиума, например, в исполнении женского квартета в эстафете 4х400 м. Правда, попытки сорвавшиеся.
Этого рывка оказалось слишком мало, чтобы сохранить прежние позиции. Сборная России не попала не то что в топ-тройку, где раньше, казалось, позиция для нее была забронирована,— она с трудом осталась в топ-десятке командного зачета. А ее коллекция призовых мест по сравнению с собиравшимися прежде оказалась чрезвычайно скудной. На трех основных турнирах в нынешнем десятилетии — двух чемпионатах мира, в 2011 году в Тэгу и в 2013-м в Москве, и лондонской Олимпиаде 2012 года — она добывала их в разы больше. Скажем, на московском первенстве их было 17, 7 из которых — золотые.
Парадокс в том, что, строго говоря, именно определение “катастрофический провал” к этому выступлению применить непросто. Слишком легко угадывался подобный исход.
С прошлого года отечественную легкую атлетику трясут допинговые скандалы, вылившиеся, в частности, в практически полное уничтожение команды ходоков — надежнейшей поставщицы наград, затронувшие некоторые другие дисциплины и заставившие в преддверии сезона поменять весь штаб как Всероссийской федерации легкой атлетики, так и собственно сборной. Ее новый тренер Юрий Борзаковский и не скрывал, что, учитывая ситуацию, на покорение прежних высот не рассчитывает, а невыразительный пекинский итог примерно соответствовал поставленной им задаче-минимум. Ну или был чуть хуже, но это уже из-за иных, не имеющих отношения к допингу обстоятельств — допустим, травм и болезней, с которыми соревновались входившие в шорт-лист фаворитов в своих дисциплинах прыгуны — тройным, в длину и высоту — Екатерина Конева, Александр Меньков и Иван Ухов.
Осторожничать с градусом эмоций вынуждает и фактический статус пекинского чемпионата для сборной России — статус все же скорее теста для пережившей потрясения команды и ее только что назначенного руководства перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро через год. А кое-какие олимпийские резервы у российской легкой атлетики просматриваются. Может быть, в иной форме будут в Бразилии те, кто не допрыгнул до своего уровня в Пекине. Может быть, успеют набрать ее величайшая прыгунья с шестом Елена Исинбаева, пропускавшая китайский чемпионат, и знаменитая метательница копья Мария Абакумова, участвовавшая в нем, едва выйдя из декретного отпуска. Может, еще кто-то из ветеранов, сидевших в “засаде”, сподобится на подвиг.
Хотя, сколько эти резервы не ищи и не смакуй, они едва ли способны принципиально изменить представление о предолимпийском потенциале сборной России. Не исключено, в Рио она поднимет пекинскую планку, но трудно поверить в то, что настолько, чтобы вернуться в недавние благословенные времена, когда — как это было на предыдущей Олимпиаде в Лондоне — могла обеспечить всей российской команде треть от выигранных ею 23 золотых наград, получив их аж 8. Теперь аппетиты должны быть скромнее.