Промакснулись

Международный авиасалон МАКС-2015 не оправдал надежд

525a6a1ae315b10cbd5ae9d0d1633220

Авиасалон МАКС-2015 в подмосковном Жуковском завершил свою работу. Гости и участники салона не скупились на похвалы. МАКС по масштабам, наверное, первенствует в мире – даже при значительно сокращённой статической экспозиции. Эту масштабность да лихие полёты семи демонстрационных пилотажных групп можно отнести к плюсам МАКСа.

Минусов, увы, больше. Я побывал на подобных шоу в Ле-Бурже, на Фарнборо, в Кейптауне, Дубае и Абу-Даби, в Куала-Лумпуре и на острове Лангкави (Малайзия), в Нью-Дели, Сантьяго, Чжухае и Рио-де-Жанейро, в некоторых странах не по одному разу, и могу сравнивать. Вывод не очень весёлый: красочностью МАКС компенсировал коммерческую вялость. В Жуковском за шесть дней побывали около 405 тыс. посетителей – на 65 тыс. больше, чем в 2013 году. Но и в этом году с транспортной доступностью было не всё благополучно. Для перевозки такой массы людей было выделено 200 автобусов. Они челночили от железнодорожных платформ «Отдых» и «42-й километр», куда подходили дополнительные электрички, и от перехватывающей парковки при въезде в город. Машинам через Жуковский ход был закрыт – кроме местных жителей, предъявлявших паспорт с отметкой о регистрации, и обладателей спецпропусков, полученных от местной администрации и дирекции авиасалона. Зато МАКС охраняли 4 тыс. полицейских и военно­служащих внутренних войск МВД, вертолёт, аэростат и два катера, защищавшие аэропорт от проникновения нежелательных элементов со стороны Москвы-реки.

Не все флаги в гости Открывал аэрокосмическое шоу президент Путин. Он делает это с 1999 года. Не приезжал он в Жуковский лишь в 2013 году. Состояние дел в отрасли тогда оценивалось как аховое, и Путин продемонстрировал своё недовольство отечественными авиастроителями. Но на МАКС-2015 глава государства не приехать просто не мог: политическая ситуация требовала находить новых партнёров. Судя по всему, они были найдены: в Жуковском президент появился рука об руку с представителями нескольких арабских стран. Иран, с которого сняты санкции, свой стенд на МАКСе разместил между двумя российскими предприятиями. Из-за Ирана МАКС бойкотировали израильские фирмы. Мнение Олег ПАНТЕЛЕЕВ, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт»: – К сожалению, официального рейтинга салонов нет, так как сложно выбрать критерии, по которым их следует ранжировать.

По сумме сделок МАКС-2015 будет смотреться очень скромно, примерно раз в 10 скромнее не самых больших международных форумов. Но по некоторым критериям МАКС выглядит если не рекордсменом, то уж точно игроком премьер-лиги. Например, по лётной программе. Среди международных аэрокосмических салонов она беспрецедентна, как и интерес к полётам со стороны посетителей выставки. В нынешнем году было намного меньше накладок в организации, это большой плюс дирекции и всем ответственным лицам. Количество иностранных компаний-участников снизилось по сравнению с прошлым МАКСом почти вдвое – 151 из 31 страны. Для сравнения: в Ле-Бурже было более тысячи участников из 50 стран. Отчасти эту разницу у нас компенсировали китайские компании, которых в этом году было в три раза больше.

Однако, если прислушаться к гостям из Поднебесной и узнать их цели, радости может поубавиться. «Мы надеемся, что в будущем много самолётов, произведённых китайской авиационной промышленной компанией, будет летать в небе России», – откровенничал вице-президент Харбинской авиационной промышленной компании Лю Гуанлинь. Впервые на МАКСе отсутствовала Украина, хотя два года назад соседских компаний было почти полсотни. Ни днепропетровского ракетного «Южмаша», ни запорожского двигателестроительного «Мотор-Сич» – от него были две его «дочки», российская и белорусская. А вот глава «Мотор-Сич» народный депутат Украины Вяче­слав Богуслаев всё же попал в объективы фотокамер. Зато представлен был Луганский авиаремонтный завод.

Конечно, сказались политические проблемы: приехали в основном компании, работающие в сфере гражданской авиации. Хотя у нашего авиапрома перекос как раз в военную область. Представители Boeing и Airbus подчёркивали: Россия есть и останется очень важным рынком для их компаний. Ещё бы – российская компания ВСМПО-АВИСМА обеспечивает 30% титана только для Airbus. Путин пообщался среди прочих с делегациями Airbus и Safran. «Мы опасались, что ситуация с «Мистралями» ударит по нам, потому что всё это вызвало в России сомнения насчёт коммерческой надёжности Франции, – признался потом представитель Airbus. – Появление Путина на стенде нас успокоило. С политической точки зрения он мог пройти мимо и не обратить на нас внимания.

Но он пришёл. Мы же остаёмся в России…» На МАКС-2015 приехали представители ряда западных стран, участвующих в санкционном «наезде» на Россию. Только не стоит тешить себя их присутствием – вполне возможно, они прибыли как сотрудники научной разведки. Посчитали – прослезились По сумме контрактов МАКС никогда не дотягивал до европейских грандов. Планка Ле-Бурже и Фарнборо – около 60 млдр евро, наше шоу пока лишь тянется к 10 млрд, да и то в лучшие годы. В эту сумму включались и сделки между российскими компаниями, а также со странами третьего мира, платёжные способности которых в реальных деньгах весьма невысоки. Объём заключённых контрактов оказался значительно скромнее, чем на предыдущих выставках, – 2 млрд долларов против 16 млрд в 2013 году. Расходы на организацию МАКС-2015 увеличились на 10–15% в сравнении с предыдущим салоном, доходы же уменьшились. Хотя организаторы повысили цену на выставочные площади почти на 10%.

Дело отчасти в том, что многие российские компании из экономии сократили выставочные бюджеты. А вот китайцы размер арендуемых площадей увеличился почти втрое. Из-за экономии многие зарубежные фирмы участвовали в МАКСе вне рамок национальных экспозиций. Места неприехавших израильских и украинских компаний заняли экспоненты из Турции, Южной Африки и других государств. Стоимость сделок в сфере военно-технического сотрудничества, заключённых во время салона, не разглашается. Вообще, значительная часть соглашений, протоколов о намерениях и меморандумов заключена без раскрытия стоимости. Однако с учётом соглашений о сотрудничестве, имеющих инвестиционные обязательства, контракты и сделки МАКС-2015 оценены в 350 млрд рублей. Соглашения о продаже SuperJet100: пока всё вилами на воде писано.

На МАКС-2015 надежды были связаны главным образом с отечественным региональным самолётом SuperJet 100 производства «Гражданских самолётов Сухого» (ГСС). Все контракты по SSJ 100 были приурочены к салону. Главное событие – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и ГСС подписали твёрдый контракт на поставку 32 самолётов с опционом на 28 судов. ГТЛК на это выделены государственные средства. В дальнейшем самолёты будут переданы российским региональным авиаперевозчикам на условиях операционного лизинга. Такой контракт с ГТЛК на поставку 20 SSJ уже заключила авиакомпания «Ямал». «Бурятские авиалинии» и «Тувинские авиалинии» получат в лизинг 15 и 10 SSJ 100 соответственно.

Самолёты должны быть поставлены до 2017 года. Объёмы производства SuperJet 100 невелики: в перспективе – четыре десятка в год. Российские компании, которые даже на внутренних перевозках перешли на продукцию Boeing и Airbus, покупают SSJ 100 лишь под давлением правительства. У «Аэрофлота» из 153 бортов SuperJet 100 лишь десяток. Руководство авиаперевозчика обещает увеличить их число до 30. «Трансаэро» и S7 от оте­чественной новинки напрочь отказываются. Продвижение SuperJet 100 осложняется и санкциями на поставки иностранных комплектующих. Французских авионики и двигателей, например. На замену уйдёт много времени. За счёт вожделенного импортозамещения ОАК собирается снизить себестоимость SSJ 100 на 2,6 млн долларов в течение трёх лет (цена одного лайнера сегодня – 36 млн долларов).

Замена импортных комплектующих, однако, потребует дополнительных испытаний. По плану импортозамещения в гражданской авиации (2015–2022 годы) при производстве SSJ 100 предполагается заменить на отечественные 22 компонента. ГСС к этому готовы, но только если эти компоненты пройдут сертификацию. К импортозамещению у нас относятся шапкозакидательски. Но вот Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», которая поставляет ракеты для ВВС, посетовал: мотор к нашей авиационной ракете Х-35 делало украинское предприятие «Мотор-Сич», стали делать отечественный движок – то из подшипников шарики летят, то корпус трескается… Мотор в серию всё же запустили совместными усилиями. Китайских компаний на МАКС-2015 было втрое больше, чем прежде. Однако, если прислушаться к гостям из Поднебесной и узнать их цели, радости может поубавиться: они хотят, чтобы в небе России летали их самолёты. В рамках авиасалона было подписано трёхстороннее соглашение между «Ильюшин Финанс», российской авиакомпанией Red Wings и камбоджийской Sky Angkor Airlines о передаче последней одного SSJ 100 в «мокрый лизинг» (то есть в аренду сдаётся самолёт с обязательством проводить на нём техническое обслуживание).

Вообще «Ильюшин Финанс» планирует увеличить заказ на Sukhoi Superjet с 20 до 32 машин. Казахстан и Белоруссия подписали предварительные соглашения и обещали приобрести по 20 SSJ 100. Кроме того, ГСС могут поставить SSJ 100 в Иран. Российско-китайский инвестиционный фонд, ОАК и New Century International Leasing (КНР) планируют создать лизинговую компанию для продвижения SSJ 100 в Китае и у его соседей. Но твёрдого соглашения о продаже самолётов опять же не подписано. Соглашения об экспорте самолётов в Мексику, Иорданию, Казахстан носят предварительный характер. Всё это, что называется, вилами на воде писано. Как любит говорить глава «Ростеха» Сергей Чемезов (сам не раз от него слышал), выставка – это смотрины, а «свадьба» потом. Слабое утешение: «Боинг» на МАКС-2015 не продал ни одного самолёта… Путину показали летающий топор. Для «прикола» сделано способное воспарить орудие или для дел полезных, не пояснили.

Лучшее – детям Знаменитый институт ЦАГИ, МФТИ, «ФАЛТ-Динамика», РСК «МиГ» и администрация города Жуковский подписали договор о создании молодёжного аэрокосмического образовательного центра «Высота». Молодёжь, правда, и без этого дерзает. Владимиру Путину в павильоне «От винта» с работами детей показали полутораметровый летающий топор. Несмотря на солидный размер, он весит всего 200 граммов. Для «прикола» сделано способное воспарить орудие русских ратников и ушкуйников или для дел полезных, создатели не пояснили. Злые языки говорят, что о «новинке» впервые узнали ещё в 1986 году то ли из журнала «Техника – молодёжи», то ли из «Юного техника».

Самолёты не проданы Как бы то ни было, но ближнемагистральный SSJ 100 всё же летает, а вот долгожданный ближне-среднемагистральный МС-21 (Як-242) полетит, как пообещали президенту во время конференц-связи на МАКСе, лишь в 2016 году. Сказано с очень большой долей откуда-то взятого оптимизма. Дело в том, что разработчик новинки – концерн «Иркут». Это крупнейший производитель истребителей Су-30СМ, Су-30МК и учебно-боевых Як-130. Напрашивается параллель: создание ракеты для подводных атомных крейсеров почему-то доверили не Государственному ракетному центру им. Макеева в Миассе, специализирующемуся на морской тематике, а Московскому институту теплотехники. Посадили не в свои сани. Потом пришлось с большими потугами доводить «Булаву». Не повторится ли история? Контрактов и соглашений по МС-21, который мыслится заменой Ту-154, на салоне подписано не было. Хотя ожидалось «твёрдое» соглашение между «Сбербанк Лизингом» и корпорацией «Иркут» на поставку 20 самолётов и опцион в 30 машин.

Два года назад, помнится, по МС-21 даже заключали какие-то соглашения. О них сейчас никто и не вспомнил. Продвижение на рынки МС-21 будет, вероятно, затруднено и тем, что этот самолёт – прямой конкурент китайского С919. Оба претендуют на место в нише узкофюзеляжных магистральных лайнеров. Правительство, боясь безысходности в отечественном авиапроме, пошло на гарантирование остаточной стоимости российских гражданских судов. Эти гарантии распространяются на первую сотню уже произведённых SSJ 100. Этот благой правительственный жест распространится и на МС-21. Цель – стимуляция спроса на отечественные крылатые машины.

Лизинговым компаниям и перевозчикам гарантируется: если стоимость купленных ими самолётов по истечении нескольких лет эксплуатации опустится ниже определённого уровня, им компенсируют разницу. Программа гарантирования остаточной стоимости рассчитана до 2025 года. В 2015 году на неё планировалось выделить 1 млрд рублей, затем фигурировала цифра 750 млн, в 2016 году она подпрыгнет до 3,5 млрд рублей, в дальнейшем выделение средств будет зависеть от продаж. Для спасения производства Sukhoi Superjet 100 государство выделяет 100 млрд руб­лей. Но при условии, что «Гражданские самолёты Сухого» со следующего года будут продавать не менее 30 лайнеров в год. Глава ГСС прогнозирует: в 2015 году будет выпущено около 40 самолётов. Но знающие люди утверждают: хорошо, если будет половина от заявленного. Ведь ещё не проданы произведённые самолёты. Часть их собираются передать казахской авиакомпании Scat. Сделка финансируется за счёт бюджета.

Напомним, долгов у ГСС – 1,75 млрд долларов. Банки требуют от ГСС твёрдых контрактов. В этом году стоимость контрактов на SSJ 100 превысила 1 млрд долларов. В 2013-м портфель заказов на Sukhoi Superjet 100 оценивался в 3,4 млрд долларов. Любопытно, что Михаила Погосяна, бывшего гендиректора ОАК и «отца» Superjet 100, на выставке не вспоминали прилюдно. Разве что в кулуарах. «МС-21» полетит в 2016 году, пообещали президенту с очень большой долей откуда-то взятого оптимизма. Военные контракты и их отсутствие На МАКС-2015 было подписано и несколько военных контрактов. Самый крупный – на поставку 48 истребителей Су-35 Минобороны России на сумму 100 млрд рублей.

В 2009 году такой же контракт (тоже 48 самолётов) обошёлся в 66 миллиардов. Четыре учебно-боевых самолёта Як-130 проданы Белоруссии – в дополнение к поставленной в 2013 году четвёрке. Белорусские военные получат и пять зенитных ракетных комплексов «Тор-М2К». Шасси этого модернизированного ЗРК выпускает Минский завод колёсных тягачей. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» заключил с белорусами контракт на поставку радиолокационной станции «Противник-Г».

Акционерное общество «ГНПП «Регион» впервые продемонстрировало последнюю экспортную разработку авиационных средств поражения – корректируемую авиационную 250-килограммовую бомбу с осколочно-фугасной боевой частью. Она предназначена для поражения легкоуязвимой техники, железнодорожных узлов, военных складов и других целей подобного рода. Лазерная головка самонаведения определяет высокую точность применения боеприпаса – отклонение не превышает 5 метров. Новинка любопытна ещё и тем, что её носителем предполагается, в частности, истребитель пятого поколения. Его ещё называют перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) и Т-50. Контрактов на поставку давно ожидаемого в войсках Т-50 не было.

Причину неготовности этой машины специалисты видят в отсутствии двигателя пятого поколения и современного бортового радара. То есть говорить о наличии у нас истребителя пятого поколения рановато. К слову, Китай ведёт разработку сразу двух машин пятого поколения. А США уж и вовсе заключают контракты и производят свой истребитель пятого поколения. Россия со своими перспективными разработками опять проигрывает в гонке новых моделей. Названа и одна из главных причин, не позволяющих нормально развиваться российскому ОПК, – ценовой диктат смежников-монополистов. Под этот МАКС принят закон, который утрясался и согласовывался два года, – о частно-государственном партнёрстве. Закон позволяет привлекать частный бизнес к модернизации авиации – гражданской и военной. С некоторой натяжкой сенсацией можно назвать закупку Египтом 52 ударных вертолётов Ка-52К «Катран».

В космической отрасли контракты на создание для Ирана и Белоруссии спутников дистанционного зондирования Земли получила российская корпорация ВНИИЭМ. Эта же компания будет совместно с британской Surrey Satellite Technology разрабатывать малый спутник. Твёрдый контракт ожидается в следующем году. Ещё одно соглашение – Россия с помощью ракеты-носителя «Днепр» выведет на орбиту испанский спутник PAZ. Это произойдёт до конца 2015 года. В рамках проекта «ЭкзоМарс» госкорпорация «Роскосмос» и Европейское космическое агентство (ЕКА) в 2016 году планируют запустить к Марсу орбитальный аппарат, а ещё через два года – робот-марсоход. Согласованы сроки реализации лунных миссий, в которых участвуют Россия и Европа. Аппарат «Луна-Глоб» стартует в космос в конце 2018 – начале 2019 года, а орбитальный аппарат «Луна-Ресурс» – в 2020 году.

Сроки миссии «Луна-Грунт» будут уточняться. ЕКА заинтересовано в сотрудничестве с Россией и в экспедиции к спутнику Марса – Фобосу. Если подытожить, то опять видим лишь планы, намерения. Были и новинки, что называется, в железе. «Российские космические системы» представили инновационные разработки и продукты космического приборостроения, спутниковой навигации, безопасности и дистанционного зондирования Земли. Самарский научно-технический комплекс им. Кузнецова показал жидкостный ракетный двигатель НК-39. НПО им. Лавочкина впервые представило широкой публике полномасштабные макеты разгонного блока «Фрегат-СБ», космического аппарата «Луна-Глоб» и малого космического аппарата для фундаментальных космических исследований с комплексом научной аппаратуры РЭЛЕК.

В павильоне «Роскосмос» РКК «Энергия» впервые представила выполненный из углепластика корпус командного отсека пилотируемого транспортного корабля нового поколения. Изделие, по форме напоминающее ступу, в ближайшие годы совершит полёт на Луну. Сенсаций не получилось С некоторой натяжкой сенсацией можно было бы назвать закупку Египтом 52 ударных вертолётов Ка-52К «Катран». Тех самых, что должны были комплектовать французские «Мистрали».

Центральный аэрогидродинамический институт показал публике модель гиперзвукового пассажирского самолёта, сделанную в рамках международного проекта HEXAFLY-INT. Предполагается, что это воздушное суперсудно будет летать на водородном топливе со скоростью 7– 8 тыс. километров в час – благодаря уникальной форме. Пассажиры будут путешествовать с повышенным комфортом. В Америку и обратно можно будет слетать за один день. Не привлекло внимания журналистов отечественное электрическое шасси для пассажирских самолётов.

На Западе над этим активно работают. Смысл новинки в том, что при рулении перед взлётом и после приземления двигатели самолётов отключаются и он катится благодаря электромоторам, встроенным в колёса. Не получилось сенсации и из ростеховского беспилотника «Чирок» с шасси на воздушной подушке. Итак, можно сказать: МАКС стал выставкой не столько достижений, сколько проектов, намерений и нереализованных планов. На мировом фоне В мире в ближайшие 20 лет прогнозируется продажа более 38 тыс. новых гражданских пассажирских самолётов.

Объединённая авиастроительная корпорация (ГСС – её «дочка») планирует объём продаж в 4,8 трлн долларов. Россия строит 30 пассажирских самолётов в год. В то время как один только Boeing выдаёт за тот же срок 500 штук. Однако Россия планирует совместно с Китаем разработать новый широкофюзеляжный самолёт на 250–280 мест. Подписать контракт страны намереваются до конца года, чтобы конкурировать с Boeing и Airbus. «В гражданской авиации у русских есть хорошие идеи, а у китайцев – деньги», – с опаской говорили представители европейской делегации на МАКСе.

«Нам нужно решить глобальную задачу и выпускать по 250–300 пассажирских самолётов в год», – горячо говорил президент ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко. Сделать это будет непросто по многим причинам. Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов назвал одну из них: сегодня отечественные предприятия вынуждены закупать порошки сплавов зарубежного производства, поставляемые фирмами – производителями 3D-установок. А это в перспективе один из основных производственных компонентов авиастроения.

На МАКС-2015 было объявлено, что ОАК разделят на пять дивизионов: гражданской авиации, боевой, специальной, транспортной авиации и сервисный, куда войдут переданные от Минобороны 16 ремонтных заводов. Поможет ли реорганизация решению проб­лем, сказать сложно. Справка Экспозиции были развёрнуты в павильонах на площади 28 тыс. квадратных метров и на 8 тыс. квадратных метров на открытой площадке. Переговоры велись в 78 корпоративных шале. Мероприятие посетили более 50 официальных делегаций и 66 тыс. специалистов. Аккредитацию для работы на салоне получили около 4 тыс. журналистов из 580 российских и 158 зарубежных СМИ.

Впервые были открыты официальные аккаунты МАКС-2015 в крупнейших социальных сетях. Число подписчиков этих аккаунтов достигло 90 тыс. человек. В ходе более чем 50 конференций и круглых столов, участниками которых стали 2 тыс. человек, обсуждались актуальные вопросы развития авиационно-космической промышленности, новые технологии и проблемы подготовки персонала. В лётной программе за шесть дней приняли участие 90 летательных аппаратов, включая 42 самолёта в составе 7 пилотажных групп: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Крылья Тавриды», «Русь», «Первый полёт» и Baltic Bees (Латвия). На статической стоянке было представлено 133 летательных аппарата, включая 20 воздушных судов Воздушно-космических сил России. Впервые в рамках лётной программы МАКС был проведён Фестиваль скорости YOKOHAMA, в ходе которого самолёты и вертолёты соревновались в динамике и манёвренности с гоночными автомобилями.

Николай Поросков

Фото:  arms-expo.ru

По информации : ВЕРСИЯ 

Ранее

«Дождь» – чёрная метка для олигарха

Далее

"Подметные письма" не помогли Сергею Махлаю

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru