Арт-электро

 

Ренцо Пьяно построит новый музей на Болотной набережной

Вчера на закрытой презентации в здании Государственной электростанции на Болотной площади (ГЭС-2) руководитель Renzo Piano Building Workshop (RPBW) Ренцо Пьяно представил мэру Москвы Сергею Собянину проект трансформации образчика дореволюционного индустриального зодчества в современный арт-центр. Проект разработан по заказу владельца ГЭС-2, бизнесмена, председателя правления ОАО НОВАТЭК и владельца фонда “Виктория — искусство быть современным” Леонида Михельсона. Господин Собянин одобрил проект и пообещал ему всяческое содействие, как сообщают источники “Ъ” в фонде “Виктория”.

Принадлежащая Леониду Михельсону и Леониду Симановскому компания “Левит” выкупила ГЭС-2 у “Мосэнерго” в августе прошлого года. До этого момента на выставленную электриками на торги недвижимость засматривались некоторые московские музейщики, поскольку стратегически электростанция расположена не только в центре города, но и в окружении других учреждений культуры. Чуть дальше, на Берсеневской набережной, находится институт “Стрелка”, совсем рядом — кинотеатр “Ударник”, который бизнесмен и основатель премии Кандинского Шалва Бреус планирует превратить в музей. Оба здания Третьяковской галереи находятся в десяти минутах ходьбы от электростанции, а вход в Третьяковку в Лаврушинском переулке после реконструкции будет смотреть на Болотную площадь. В общем, ГЭС-2 соответствует давней мечте российских культурных менеджеров о шаговой доступности максимального количества музеев и арт-центров, и если “Красный Октябрь” еще нельзя назвать “музейным островом”, то с реализацией проекта Ренцо Пьяно это наименование станет ближе к реальности.

Предварительный план представляет собой квадратный участок земли 150х150 м, где разместится радикально измененное здание электростанции, парковка на 300 машино-мест, система открытых пространств и даже парк с березами. Господин Пьяно, которого часто называют художником света и пространства, обозначает проект как “фабрику света” или “волшебный фонарь”: потолки здания станут стеклянными, весь первый этаж будет просматриваться насквозь. Это довольно рискованная затея для московского климата, где большую часть года довольно темно, но сотрудники мастерской Ренцо Пьяно уверяют, что уже ищут технические решения для того, чтобы аккумулировать как можно больше света внутри здания. Если судить по Музею Аструпа–Фернли в Осло, также построенном господином Пьяно, такие решения будут жизненно необходимы для реализации изначальной идеи, поскольку северный свет без дополнительной обработки дает тяжелый свинцовый оттенок. Не совсем ясны и моменты, связанные с эксплуатацией здания: обилие стекла подразумевает мощные отопительные и осветительные системы. Правда, в проекте предусматривается использование солнечных панелей, которые позволят сэкономить до мегаватта энергии в день.

У новой площадки пока нет названия. В брифе архитектурной фирмы RPBW она обозначается как V-A-C Cultural Space (культурное пространство фонда “Виктория — искусство быть современным”). В разговоре с “Ъ” директор фонда Тереза Мавика пояснила: “Я не называю это музеем или центром современного искусства. Это площадь. Место, где делается искусство и где современность сталкивается с прошлым и объясняет его”. Госпожа Мавика затруднилась ответить на вопрос о бюджете проекта, сославшись на то, что подсчеты еще не проводились. Из открытых источников известно, что стоимость проектов Ренцо Пьяно исчисляется сотнями миллионов долларов. Так, реконструкция музейного комплекса Гарварда обошлась университету в $350 млн. В качестве даты завершения работы госпожа Мавика назвала конец 2018 — начало 2019 года.

Фонд “Виктория” известен многочисленными проектами в России и за рубежом. В марте нынешнего года Тереза Мавика в интервью “Ъ” заявила о том, что “Виктория” открывает постоянное представительство в Венеции (см. “Ъ” от 20 марта). Получается, что 2015 год прошел в Москве под знаком энергичного музеестроительства: открылось новое здание музея “Гараж”, Государственный Эрмитаж заявил о планах возведения представительства на территории завода ЗИЛ. Как такую культуртрегерскую энергию связать с тяжелым экономическим положением в стране и санкциями, пока неясно.

Валентин Дьяконов

Фото: mos.ru
По информации: Коммерсант.Ru

Ранее

От великого до несмешного

Далее

Кубок Кремля манит Сингапуром

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru