Ренцо Пьяно построит новый музей на Болотной набережной
Вчера на закрытой презентации в здании Государственной электростанции на Болотной площади (ГЭС-2) руководитель Renzo Piano Building Workshop (RPBW) Ренцо Пьяно представил мэру Москвы Сергею Собянину проект трансформации образчика дореволюционного индустриального зодчества в современный арт-центр. Проект разработан по заказу владельца ГЭС-2, бизнесмена, председателя правления ОАО НОВАТЭК и владельца фонда “Виктория — искусство быть современным” Леонида Михельсона. Господин Собянин одобрил проект и пообещал ему всяческое содействие, как сообщают источники “Ъ” в фонде “Виктория”.
Принадлежащая Леониду Михельсону и Леониду Симановскому компания “Левит” выкупила ГЭС-2 у “Мосэнерго” в августе прошлого года. До этого момента на выставленную электриками на торги недвижимость засматривались некоторые московские музейщики, поскольку стратегически электростанция расположена не только в центре города, но и в окружении других учреждений культуры. Чуть дальше, на Берсеневской набережной, находится институт “Стрелка”, совсем рядом — кинотеатр “Ударник”, который бизнесмен и основатель премии Кандинского Шалва Бреус планирует превратить в музей. Оба здания Третьяковской галереи находятся в десяти минутах ходьбы от электростанции, а вход в Третьяковку в Лаврушинском переулке после реконструкции будет смотреть на Болотную площадь. В общем, ГЭС-2 соответствует давней мечте российских культурных менеджеров о шаговой доступности максимального количества музеев и арт-центров, и если “Красный Октябрь” еще нельзя назвать “музейным островом”, то с реализацией проекта Ренцо Пьяно это наименование станет ближе к реальности.
У новой площадки пока нет названия. В брифе архитектурной фирмы RPBW она обозначается как V-A-C Cultural Space (культурное пространство фонда “Виктория — искусство быть современным”). В разговоре с “Ъ” директор фонда Тереза Мавика пояснила: “Я не называю это музеем или центром современного искусства. Это площадь. Место, где делается искусство и где современность сталкивается с прошлым и объясняет его”. Госпожа Мавика затруднилась ответить на вопрос о бюджете проекта, сославшись на то, что подсчеты еще не проводились. Из открытых источников известно, что стоимость проектов Ренцо Пьяно исчисляется сотнями миллионов долларов. Так, реконструкция музейного комплекса Гарварда обошлась университету в $350 млн. В качестве даты завершения работы госпожа Мавика назвала конец 2018 — начало 2019 года.
Фонд “Виктория” известен многочисленными проектами в России и за рубежом. В марте нынешнего года Тереза Мавика в интервью “Ъ” заявила о том, что “Виктория” открывает постоянное представительство в Венеции (см. “Ъ” от 20 марта). Получается, что 2015 год прошел в Москве под знаком энергичного музеестроительства: открылось новое здание музея “Гараж”, Государственный Эрмитаж заявил о планах возведения представительства на территории завода ЗИЛ. Как такую культуртрегерскую энергию связать с тяжелым экономическим положением в стране и санкциями, пока неясно.