При строительстве станции метро «Шипиловская» похищено более 330 млн рублей. Одним из фигурантов дела является компания «Трансинжстрой»
Сегодня в Тверском суд Москвы рассматривают ходатайство следствия об избрании меры пресечения шестерым фигурантам громкого дела о хищениях при строительстве станции метро «Шипиловская». Главное следственное управление МВД России по Москве просит заключить под стражу четверых фигурантов: Игоря Орлова, Владимира Ржанова, Александра Семенова и Дмитрия Зайцева. Еще двоих, Александра Смирнова и Светлану Ширяеву, следствие просит поместить под домашний арест. Им инкриминируется мошенничество в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). Наказание – до 10 лет лишения свободы.
Все подозреваемые работали на руководящих должностях в госкомпаниях, занимающихся строительством метрополитена в столице. Александр Смирнов является гендиректором и совладельцем компании «Мосметроходинг», Ширяева – начальником расчетного отдела СМУ-154, а Дмитрий Зайцев главным инженером этой организации. Александр Семенов был заместителем руководителя ООО «Трансинжстрой», а Александр Ржанов возглавлял «Бюро комплексного проектирования». Схема хищения бюджетных денежных средств, выделенных на проектирование и строительство участка Люблинско-Дмитровской линии столичного метро, была раскрыта совместными усилиями сотрудников МВД и ФСБ.
Госконтракты на общую сумму свыше 26 млрд рублей на выполнение работ были заключены в 2007 между «Управлением капитального строительства» и московской строительной компанией ООО «Трансинжстрой». Генподрядчик заключил несколько субподрядных договоров, в том числе с подконтрольными организациями: ООО «Инжстройпроект», СМУ-154 и «Бюро комплексного проектирования» (БКП). В 2011 году в рамках этого контракта генподрядчик заключил договор с несколькими аффилированными компаниями на выполнение работ по выносу инженерных сетей из пятна застройки станции метро «Шипиловская». По версии следствия, субподрядчик так и не исполнил свои обязательства, передав их другой компании. В декабре 2011 года заказчику были предоставлены документы о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму более 330 млн рублей. Эти деньги были выплачены в полном объеме.
Впоследствии была проведена строительная экспертиза, в результате которой и вскрылась афера. Как выяснилось, объемы работ и расценки были завышены в 20 раз. Например, в справку КС-3 злоумышленники добавили объемы работ, не предусмотренные проектно-сметной документацией. А один из актов – КС-2 и локальных смет, по которым якобы выполнялись работы, связанные с переносом инженерных сетей, оказался поддельным. В итоге экспертиза установила, что объемы и расценки работ были завышены в 20 раз.
Что интересно – ни в мэрии, ни в компании-генподрядчике ситуацию не комментируют. И это странно. Создается впечатление, что все опосредованно причастные к хищениям лица из этих структур усиленно пытаются принять невинный вид. Их можно понять – если вскроется, что в цепочке завязаны все, начиная с руководства, то страна может узнать о новых сердюковых и васильевых. Ведь «Трансинжстрой» – элита отечественного метростроения: компания прокладывала секретные правительственные тоннели так называемого метро-2, в её совет директоров входят сотрудники Главного управления спецпрограмм президента РФ (занимается спецобъектами), а сама она в числе стратегических с 50-процентной долей государства (остальное у менеджмента).
Нехорошо придется и столичной мэрии, точнее, г-ну Хуснуллину. Ведь ОАО «Мосинжпроект» на 100% принадлежит правительству Москвы. В позапрошлом году предприятие выиграло конкурс на проектирование и строительство 33 новых станций и 69 км линий метро. При этом конкурентов у компании не было. ОАО «Мосинжпроект» было единственным участником конкурса. Но никакого нарушения в этом столичные власти, естественно, не усмотрели.
Как замолчали они и скандал весной 2015 года. Напомним, что в апреле Начальник управления строительства ОАO «Мосинжпроект» Андрей Архангельский был задержан при получении взятки 5 млн рублей. По версии следствия, он получил деньги от одного из субподрядчиков строительства станции метро «Котельники». Кстати, глава столичного строительного комплекса, вице-мэр Марат Хуснуллин входит в совет директоров компании…
К чему приводит деятельность структур, якобы эффективно контролируемых государством? К безумным и неоправданным расходам, благо, уворовать можно много. Только цифры: по стоимости прокладки метро Москва – абсолютный «лидер»: 1 км линии неглубокого заложения вместе со станциями стоит примерно 6 млрд руб. В эти суммы не входит стоимость подвижного состава. В европейских странах цена километра линии метро и железных дорог (там эти системы интегрированы) вместе со станциями и подвижным составом в два-четыре раза ниже. Сомнительное достижение Сергея Собянина, рапортующего о невиданных успехах своей «пятилетки», не так ли?
Семен Артемьев
Фото: pasmi.ru
По информации: Общая газета