Корпуса атомных подводных лодок в Северодвинске сваривают бывшие уголовники. Расхищаются сотни миллионов рублей. Рабочие завода написали Владимиру Путину
«Работать по фактам хищения средств гособоронзаказа – нужно также серьезно, как по противодействию терроризму!»
– Владимир Путин. (Послание федеральному Собранию, декабрь 2014 г.)
Группа профессиональных сварщиков прославленного северодвинского завода «Севмаш» написала открытое письмо Президенту России Владимиру Путину. Оно опубликовано на сайте «kompromat29.ru».
В то, что пишут рабочие главе государства, трудно поверить. Но, скорее всего, это правда. Фотография огромной лужи посреди сборочного цеха убеждает по меньшей мере в том, что некогда прославленное предприятие погрязло в коррупции невиданных масштабов.
Вот Основные тезисы открытого письма Путину. Привожу цитату из публикации на сайте:
«1. Бригадиру заранее известно, какие участки сварных швов АПЛ будут проверяться рентгеном, и их варят скрупулезно – несколько самых профессиональных сварщиков.
Остальное – конченая халтура желторотых сварщиков, чьи экзамены были приняты тут же на «Севмаше» за бутылку коньяка. Непровар, перекаливание, нарушение технологии – настолько вопиющие, что так нельзя варить даже самые неответственные соединения. А тут – подводная лодка, которая должна выдерживать десятки атмосфер! (В письме приведены десятки конкретных примеров того, что это распространено на «Севмаше» – повсеместно и уже давно!)
2. Секретности на режимном объекте никакой и в помине. Допуски на работу за один день получают люди, без опыта и даже не единожды судимые, приехавшие накануне в Северодвинск и устроившиеся в одну из ОООшек-прокладок. Причем, в самом отделе кадров «Севмаша» – специально «пугают» приходящих к ним устраиваться. Рассказывают, что нужна, как минимум, северодвинская прописка, куча справок, и после всего этого – еще от двух до шести месяцев «спецпроверка»… Но, выход есть!…: «Вы позвоните по телефону в одну из ОООшек, которые с нами работают – и там вас возьмут. И ждать не надо. И справки собирать. Вот номера, записывайте …»
Позвонил, договорился, на следующий день ты уже – на заводе! Заварил контрольный образец. Если качество подкачало – то бригадир обещает договориться с кем надо «за коньяк», и ты уже допущен к строительству атомных подводных лодок! Кто-ты? Сколько раз сидел? Зачем пришел на «Севмаш»? – Директора ОООшки это не волнует. Чем хуже ситуация у работника, и чем хуже он умеет варить – тем меньше вопросов потом задаст, когда через месяц получит мизерную зарплату «в конверте».
3. Весь бардак на «Севмаше» – ради вывода денег гособоронзаказа на сторону! «Севмаш» перечисляет в ОООшку за работу сварщика от 1200 до 2000 р. и даже более – в зависимости от конкретных работ. Рабочему же достается в лучшем случае четверть. Не более 300 рублей в час! Да и те «в конверте». Кому уходят остальные три четверти? Будниченко? В Оффшор или сразу на обналичку?
Так, при розыгрыше только одного из множества «госконтрактов» на предоставление сварщиков на «Севмаш» в феврале 2015 года – на 750 миллионов рублей, сразу две крупные компании, в том числе известный в Архангельске судоремонтный завод «Лайский Док» – предложили цену втрое (!) меньше. 260 миллионов рублей за то же самое! Но их «срезала» заводская конкурсная комиссия. И лот достался по максимальной цене ООО «Телекорт Поморский». ОООшка, кстати, зарегистрирована была всего несколько месяцев назад!»
Ситуация в общем-то классическая. Для меня правда было открытием, что в погоне за длинным рублем руководство предприятия злостно нарушает даже режим секретности. Интересно, куда смотрят заводские и областные ФСБшники?
Приведу еще один отрывок из письма рабочих, где рассказывается об одном из самых опасных нарушений. Стилистика и орфография оригинала сохранены :
«Одно из важнейших и распространённейших на ОАО ПО “СЕВМАШ” нарушений технологии сварки корпусов АПЛ:
Подготовленные под сварку стыковые и поясные участки швов с “Х”-образной и “К”-образной разделкой кромок даже на больших толщинах в 70мм, для экономии времени и ради удобства, зачастую завариваются сначала полностью с набором калибра с одной стороны(где удобней и проще)! И только потом с обратной стороны(в основном, на потом оставляют неудобные места, или потолочное положение шва, вываривая всё в нижнем положении и там, где поудобней!) Это ещё можно бы было понять, если бы всё варили в нижнем положении, затем переворачивали и заваривали в нижнем и обратную сторону!
Но так делают даже на тех секциях, которые кантованию уже не подлежат!(как в бригаде Сараева Л.)
Так, когда я и Сергей Шиловский попали в бригаду Сараева Л, то почти все швы на верхнем поясе секции уже были заварены с набором калибра в нижнем положении, в то время, как к заварке этих же швов с обратной стороны ещё никто и не приступал! На мой вопрос к Сараеву Л будет ли секция кантоваться на 180 градусов? Он ответил, что не будет, т.к. уже находится в последнем положении кантовки и кантователя им никто не даст!
Подобный образ заварки швов является грубейшим нарушением технологии сварки! И не допускается даже при сварке не ответственных конструкций! Что уж там говорить про корпуса АПЛ, работающие под давлением в 60 атмосфер!
Не допустим способ полной односторонней заварки шва потому, что при одностороннем заполнении шва с набором калибра, в результате многократной усадки металла шва возникают сильнейшие напряжения, тянущие и рвущие металл шва в одну сторону – сторону шва! Если такая деталь не закреплена, то её уводит и деформирует! Если же деталь закреплена и(или) является частью корпуса ПЛ, то эти огромные внутренние напряжения остаются в швах и околошовной зоне! При заварке шва с обратной стороны эти напряжения снимаются лишь частично! И остаются в швах, как бомбы замедленного действия! Именно такие напряжения и приводят к развитию и разрастанию холодных трещин, возникающих из за насыщения металла водородом от влаги, впитанной обмазкой электродов.
Подобные холодные трещины и напряжения опасны вдвойне! Потому как под их влиянием дефекты швов могут образоваться и развиться уже после всех визуальных, рентгенографических и гидравлических испытаний корпуса АПЛ!
Подобные швы должны заполнятся попеременно! По 1-3 прохода то с одной, то с другой стороны шва! При такой последовательности сварки удаётся компенсировать большую часть односторонней напряжённости шва и выровнять нагрузки, которые испытывает шов».
Профессиональных рабочих возмутил еще вот такой факт:
«На день ВМФ, в Северодвинске, полетать над пляжами Белого моря и ОАО ПО “СЕВМАШ”, вместо наших “Стрижей”, “Витязей”, или “Крыльев Тавриды” была приглашена НАТОвская пилотажная группа (Балтийские пчёлки)!
Какая система безопасности? Какой режимный объект? Разве может над режимным объектом на день Российского Военно Морского Флота, в Северодвинске, НАТОвская пилотажная группа летать? Над доками и стапелями, где на модернизации ТАРК «Адмирал Нахимов» стоит, на который новейшее секретное оборудование должны устанавливать?»
Конец цитаты. А вот это уже неприкрытая измена. За это сажать надо пожизненно. Но почему-то не сажают.
Думаю, что на «Севмаше» и раньше воровали, но не так нагло. А вот осенью прошлого года масштаб расхищения государственных средств резко возрос. Впервые в истории «Севмаша» «самый трудоемкий и самый ответственный процесс – сварка корпусов атомных подводных лодок – был отдан на откуп частным компаниям. Государству этот процесс стал обходится вдвое дороже, чем ранее собственные сварщики. Скрывать «уши» руководство «Севмаша» даже не пытается».
Бенефициар всей этой аферы – ООО «Телекорт Поморский», зарегистрированное в сентябре 2014 года. Новорожденная фирма, за которой скрываются предположительно интересы руководства «Севмаша», подала заявку и 29 декабря получила от «Севмаша» «контракт на предоставление 200 профессиональных сварщиков и 100 сборщиков корпусов судов! Контракт на 610 миллионов рублей!»
Что удивительно – всем этим безобразием возмущаются рабочие и журналисты. Странно, что пока еще пресловутый Навальный не коснулся своим высокоталантливым пером северодвинских коррупционных реалий.
А инженеры и начальники цехов? А правоохранительные органы, а госбезопасность вроде как и ни причем. Боятся или имеют свой интерес в севмашевском беспределе?
У меня большие сомнения, что письмо рабочих «Севмаша» дойдет до Владимира Путина. Заиграют эту историю в канцеляриях, спрячут письмо под сукно или упрячут в долгий ящик.
А вот наши стратегические оппоненты из НАТО этой информацией, как мне представляется, уже владеют. И радостно докладывают Черному Властелину Обаме, что некогда грозные русские стратегические атомные ракетоносцы сшиты нынче на живую нитку и корпуса их непременно развалятся в первом же выходе в море.
Враг, как всегда, не дремлет. Это мы спим. А кто не спит, тот ворует. Грустно, товарищи.
P.S. Вспомнился недавний пожар на Северодвинской «Звездочке» с ущербом на 100 миллионов. И резонансное воровство на космодроме «Восточный». Похоже, российская оборонка сегодня стала локомотивом не экономического роста и развития, а самого наглого воровства.
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики(Realpolitik), эксперт Академии военных наук
По информации: vvprohvatilov.livejournal.com