Представители ведущих производителей детских товаров и специализированных розничных сетей этого сегмента в рамках экспертного опроса заявили, что отечественная продукция качественнее иностранной, и российские потребители готовы ее покупать. Опрос проводился по заказу Минпромторга России в ходе исследования деятельности российских производителей индустрии детских товаров (ИДТ).
Изначально высокое качество, экологичность и безопасность российских детских товаров обеспечиваются исторически высокими требованиями к стандартам качества продукции. Детские товары отечественного производства вполне могут конкурировать с зарубежными аналогами еще и в плане износостойкости, соответствии климатическим условиям, натуральности применяемых материалов и цены. Однако есть существенный минус – российские детские товары внешне менее привлекательны.
Как считают эксперты, средне-низкий и средний ценовые сегменты более перспективны для российских производителей, потому что в верхнем сегменте лидерские позиции занимают европейские компании, а в низком – китайские. По прогнозам специалистов, в скором времени российские компании, разместившие производство в странах Юго-Восточной Азии, станут переносить его в Россию. Это обусловлено как ростом курса валют, так и другими положительными тенденциями в России. Это «возвращение» благоприятно скажется на отечественной индустрии детских товаров. Вместе с тем на внутреннем рынке требуется увеличить количество компаний для обеспечения роста доли отечественных производителей. Сейчас в этом сегменте находится 60-70% малых и средних предприятий.
ИДТ требует инвестиций, создания новых производств в России. Но сделать это многим компаниям без поддержки государства сложно. Минпромторг России готов выделять субсидии на НИОКР, строительство новых фабрик, компенсацию части платежей по лизингу. Однако и бизнес должен вкладываться в инвестиции, продвижение своих товаров, идти за запросами покупателей, использовать максимальные средства стимулирования продаж.
Для российских производителей открыта масса возможностей и ниш в ИДТ. «Безусловно, сегодняшняя ситуация с ростом курса валют – действительно отличный шанс для российских компаний, чтобы потеснить импортную продукцию на прилавках магазинов, но у каждого этот шанс свой собственный, в зависимости от производимого продукта и финансовой ситуации. Бизнесмены осознают свои возможности и проблемы гораздо лучше чиновников. Индустрия детских товаров будет развиваться при условии активных изменений в смежных с ней отраслях. Увидев конкретные действия, предприниматели займутся развитием производства», ─ считает Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова.
Участники рынка уверены – российским производителям нужны налоговые преференции и госгарантии, что их бизнес будет работать при изначальных условиях минимум пять лет. Эксперты также подчеркивают, что запреты на импортные комплектующие принесут только вред, потому что отечественных производителей не хватает. Так же негативно они относятся и к госрегулированию цен.