Привычные всем шашлычные заменят известные ресторанные бренды
Так, ресторанная компания «Бербер», открывшая до этого в ВВЦ свое первое кафе Bubble tea, недавно запустила здесь Shawarma republic. Об этом «Ъ» сообщил представитель «Бербера», добавив, что это третье заведение в Москве под брендом Shawarma republic. Два других подобных заведения находятся в парке Горького и саду «Эрмитаж». Среди совладельцев «Бербер» (также развивает сеть Hudson Deli), по данным базы «СПАРК-Интерфакс», значатся Феликс Берман и Давид Беркович (им принадлежит по 26,95%). Феликс Берман — сын одного из совладельцев девелоперской Capital Group Эдуарда Бермана. Давид Беркович — сын ресторатора Татьяны Беркович, которая открывала в Москве ресторан «Семирамис» и бар «30/7?, и зять композитора Игоря Крутого. Представитель «Бербера» отказался обсуждать родственные связи учредителей компании.
Два своих заведения — Osteria Italiana и Osteria nel Parco — в ВВЦ открывает ресторатор Галина Дувинг, развивающая сеть Osteria, одно кафе «Хачапури» — совладелица одноименной сети Екатерина Дроздова. Также здесь появится ресторан японской кухни «То Да Се» петербургского холдинга «Евразия», «Кутабель» Давида Дессо («Кафе-ЦУМ», Baccarat), кафе турецкой кухни Gozleme и итальянский ресторан Pasta Station ресторатора Павла Кулакова, создавшего в Москве такие заведения, как Bardak и «Очень домашнее кафе». В пресс-службе ВВЦ не называют общую площадь помещений, отданных под общепит.
Изменения в ВВЦ начались после смены руководства: в 2011 году выставочный центр возглавил Алексей Микушко — бывший гендиректор гостиницы «Украина». Владельцы этого объекта и торгцентра «Европейский» Год Нисанов и Зарах Илиев пообещали вложить до $1 млрд в реконструкцию ВВЦ. Пока 70% ОАО ГАО ВВЦ принадлежит РФ, 30% — мэрии Москвы, сейчас РФ передает свой пакет столичным властям. По итогам 2012 года, выручка ВВЦ составила 1,35 млрд руб.
По данным Cushman & Wakefield, стоимость аренды для рестораторов в районе ВВЦ может составлять $0,9-1,5 тыс. за 1 кв. м в год или 10% от оборота. При таких ставках и затратах в открытие одного заведения в $250-700 тыс. рестораны в ВВЦ должно посещать не менее 4,25 тыс. человек в месяц, а средний чек составлять $30, что позволит окупить вложения за два года, говорит вице-президент «Росинтера» Валерия Силина. Иначе, добавляет она, нет смысла открывать заведения в ВВЦ.
По собственным данным ВВЦ, в 2012 году выставочный центр посетило 28 млн человек, в то время как парк Горького — 12 млн человек (оценка департамента культуры города). «Но целевая аудитория парка Горького кардинально отличается от публики в ВВЦ, куда многие сетевики вначале опасались идти, но именно высокий трафик в выставочном центре заставил их открыть здесь свои заведения»,— говорит один из рестораторов. Тем не менее не все крупные сети решились работать в ВВЦ. Так, Ginza Project, открывший в парке Горького рестораны «Оливковый пляж», «Дом рыбака», «Пряности и радости», получил предложение открыть ресторан в выставочном центре, но пока не принял решения, говорит представитель этого холдинга.
Начиная с 2010 года, в Москве формируются все больше новых общественно-культурных пространств, где заинтересованы работать сетевые операторы общепита, отмечает Валерия Силина. С ней соглашается представитель «Бербера», сообщивший, что компания планирует открыть еще несколько точек Shawarma republic в парках «Сокольники» и «Северное Тушино».[divider] Халиль Ъ-Аминов