От насильственного инклюзива решено отказаться
Доля учащихся с проблемами здоровья от общего числа обучающихся в нашей стране составляет сейчас 3,4%. Это без малого полмиллиона человеческих судеб. А потому так важны итоги завершающейся Федеральной целевой программы «Доступная среда на 2011–2015 годы», а главное, то, что обещает нам такая же программа на 2016–2020-й. Однако родители детей-инвалидов могут не беспокоиться, заверил «МК» зам.министра образования и науки Вениамин Каганов: последнее слово в вопросе о том, как учить их детей, остается за ними.
Еще лет пять назад для ребят с инвалидностью был только один путь помимо обучения на дому — специализированные школы. Затем в России заговорили об инклюзивном — совместном со здоровыми детьми — обучении ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). А в последние год-два дошло и до практической реализации этого принципа. И сразу обозначились проблемы.
Понятно, что для учебы особым детям нужны и особые условия. И одной пристройкой к входной двери пандусов тут не обойтись, особенно если при этом не расширять дверных проемов. Увы, школ, предназначенных для совместного обучения обычных и особых детей, поначалу было немного, признают в Минобрнауки: лишь несколько десятков из имевшихся некогда в наличии 60 тысяч. Но в 2011–2015 годах доступностью образовательной среды занялись всерьез, и вот результат: до конца 2015 года в России будет 9 тыс. школ, приспособленных к нуждам инвалидов, и учиться там будет каждый пятый ребенок с ОВЗ.
Более того. В прошлом году был принят и прошел апробацию Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ. А уже с 2016 года по нему смогут учиться первоклассники этой категории в любой школе страны, и к этому сроку, подчеркивают в Минобрнауки, к их приему должно быть готово всё!
С каждым годом ФГОС для инвалидов будет дополнительно охватывать еще по одной параллели: 2-й, 3-й и последующие классы. Но вот что настораживает: вся эта гигантская работа, по словам чиновников Минобрнауки, «относится к компетенции регионов, что потребует от них дополнительного финансирования. За Минобрнауки остаются подготовка программ, повышение квалификации педагогов, мониторинг и контроль». А найдут ли необходимые средства российские территории, 90% которых являются дотационными, — большой вопрос.
Другое, что серьезно волнует родителей детей с проблемами здоровья — предпринимаемые поначалу попытки насильственного перевода детей с ОВЗ на инклюзивное обучение. Даже в богатой Москве, как писал «МК» пару лет назад, пытались сливать школы для особых детей с обычными, не сохраняя повышенного норматива, ранее обеспечивающего этих детей дополнительными специалистами — психологами, дефектологами, тьюторами и т. д. А так как без усиленного педагогического сопровождения учиться вместе с обычными ребятами «необычные» не могут, родители запаниковали. Тем более что одновременно стали закрываться спецшколы для инвалидов и детей с девиантным поведением.
Впрочем, сейчас оснований для тревоги нет, заверил «МК» Вениамин Каганов:
— Во-первых, переход на инклюзивное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью не может произойти без учета мнения родителей: никто не вправе отправить ребенка туда, куда родители не захотят. Во-вторых, не свертывается и система коррекционных школ: напротив, число детей, которые там обучаются, ежегодно растет примерно на 2%. В-третьих, повышенный норматив (финансирования из бюджета на одного учащегося. — «МК») на особых детей предполагает коэффициенты 1:2 и 1:3. И такое повышенное финансирование сохранится! Да и вводить инклюзивное обучение в школах, где не все для этого подготовлено, не планируется. Мы направили в регионы специальное письмо, что там, где к этому не готовы, не надо переходить на инклюзив и мучить людей.
Марина Лемуткина
Фото: profit.kz
По информации: МК