Хроника блэкаута глазами очевидца
Просыпаюсь от бьющей по глазам яркой вспышки. Это, оказывается, дали свет, а вместе с ним — и Интернет. Из него-то я и узнаю, что накануне в темноту опустился абсолютно весь полуостров — такой вот незапланированный «Час Земли».
Семь утра, круглосуточное кафе «Кофеин», что на площади Ушакова. «Что, и в темноте работали?» — интересуюсь у официантки. «Работали, — отвечает, — но клиентов не было, а те, что заглядывали, уходили, узнав, что, кроме чая с печеньками, ничего им тут не перепадет». Сейчас, когда электричество уже появилось, клиентов в кафе немало, но разговоры за каждым столиком — одинаковые. Вот он — дух народного единства, не то, что на митингах 4 ноября.
В течение дня приходят разные новости: правительство поручило реализовать схему веерных отключений (на каждый район выделено по шесть часов света в сутки), а также объявить наступающий понедельник выходным днем.
Утром в «Сiльпо» каждый второй покупатель шел на кассу со свечками. Днем в «ПУДе», когда за свечками заглянул и я, оказалось, что столь дефицитный товар уже до последнего огарочка раскуплен.
Вечером, выйдя с работы (на работе, слава богу, весь день все исправно работало — объект социального значения), я не узнал Балаклаву. Улица Новикова, по обыкновению залитая светом фонарей, нынче пугала прохожих черными дырами окон. Окончательно почувствовать себя в Сайлент-Хилле мешало то, что вокруг была масса гуляющих — люди высыпали на улицы группами по семь-десять человек, некоторые шли с фонариками. В темноте сидеть тоскливо — вот и вышли дышать воздухом и смотреть на звезды. Я, кстати, впервые заметил, что небо в ноябре тут такое же звездное, как и летом.
Обнаружив, что дома света нет, взял фотоаппарат и отправился в центр в надежде отщелкать Севастополь, каким его еще не видели — темным. Иду мимо «Sea Mall» — увы, один из самых крупных торговых центров Севастополя уже закрыт, его наружное освещение тоже отключено, а без привычной яркой мишуры здание выглядит довольно уродливо. Пугающее впечатление производят разгуливающие по залам с фонариками охранники и собирающиеся домой продавщицы.
На пятачке, где памятник авиаторам-черноморцам, какая-то компания запускает фейерверки, а на безлюдной остановке «Больничный комплекс», забившись в самый темный угол, парочка занимается любовью.
Поездка на маршрутке — разговор отдельный. Внутри свет есть, а за окнами — нет, поэтому что там, за бортом, — не видно в упор. У входящих пассажиры обеспокоено спрашивают — это что за остановка? Еще одна сложность — не работающие светофоры: например, на оживленном перекрестке в районе пятого километра маневрировать шоферу пришлось особенно ювелирно.
С фотоаппаратом я прогадал — центр более-менее подсвечен, экономия налицо, но и о туристической инфраструктуре стараются не забывать. Площадь Ушакова и Большая Морская действительно выключены, но Памятник затопленным кораблям, Графская пристань и стела «Штык и парус» любезно позируют туристам в свете софитов…
Возвращался домой опять мимо «Sea Mall», ТЦ по-прежнему не работал, но анилиновая подсветка горела. Вдруг опять что-то перемкнуло, и площадь перед ТЦ погрузилась во тьму. Затем послышался характерный электрический треск, и наружка не с первой попытки, но все-таки засветилась. «Sea Mall» подмигнул мне — не тужи, парень, прорвемся!
В шесть утра опять проснулся от яркой вспышки (надо приучиться выключать свет даже когда его нет), затем опять заснул. Встал в десять — света опять нет. В надежде позавтракать отправился до ближайшей кафешки, съел салат и, когда уже приготовился заказать кофе, вновь грянул блэкаут. Выдвинулся в Балаклаву, там электричество было. Как говорится, если где-то что-то пропало, значит, где-то что-то и нашлось. Заказал кофе, начал его пить, электричество кончилось и тут. Радуют люди, которые заглядывают и интересуются: «Света нет?» — «Нет, но не волнуйтесь, накормим». — «Чем же?» —«Супчики есть. Бульон, щи, борщик». — «Холодный?» — «Почему же холодный? Газом нагреем!».
Слава богу, с газом в Крыму сейчас все нормально…
Евгений Вихарев
педагог
житель Севастополя
Фото: ria.ru