Законодатели добиваются самоопределения в госрасходах на свои нужды
Госдума обратилась в администрацию президента с предложением вывести высшие органы власти РФ из-под действия требований к нормированию закупок, препятствующих приобретению предметов роскоши, товаров и услуг с “избыточными потребительскими свойствами” за счет бюджета. Нормировать свои расходы на автомобили и командировки депутаты хотят самостоятельно — и согласны на аналогичные исключения для президента, Совета федерации и правительства. Минэкономики инициативу не поддерживает.
Нормирование закупок для обеспечения деятельности органов власти является “недоработанным и преждевременным к обязательному применению с 1 января 2016 года”, говорится в письме главы комитета по экономполитике Госдумы Анатолия Аксакова в главное правовое управление (ГПУ) президента (копия переписки есть у “Ъ”). Депутат предлагает разрешить Госдуме, а также президенту, Совету федерации (СФ), правительству и обеспечивающим их деятельность структурам самостоятельно, без учета утвержденных правительством правил устанавливать правила нормирования и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативных затрат на обеспечение их функций и порядок их публикации. В Госдуме недовольны вступающей в силу с 2016 года системой нормирования, по которой госзакупки не могут “иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши”. Исключения депутаты предлагают внести в закон о контрактной системе.
Претензии к оформлению отказа от роскоши Госдума предъявляет Белому дому. Правительство было обязано установить “четкие, понятные правила” для таких закупок, но методика “крайне сложна для понимания” и “не учитывает особенностей обеспечения деятельности различных госорганов”.
“Постановления не отразили даже минимальных требований к товарам, работам, услугам и нормам положенности, а делегировали это право госзаказчикам”,— пишет господин Аксаков. Теперь Госдуме придется утверждать для своих нужд нормативы по “видам древесины и обивки мебели для оснащения служебных помещений, а также на уровне всей номенклатуры канцтоваров и прочих предметов снабжения”, недоволен депутат. Нормативы к тому же требуется утверждать не только “в натуральных показателях, но и в денежном выражении”, а “некоторые формулы расчета невозможны для применения на практике”. Не решен и вопрос финансирования госзаказчиков, жалуется парламентарий, ссылаясь на данные мониторинга Минфина: все уже утвержденные госорганами нормативы приняты с нарушениями, не позволяющими определить обоснованный объем расходов бюджета на 2016 год.
Идея нормировать расходы чиновников на мебель, подарки и транспорт включена в cт. 19 закона о федеральной контрактной системе (ФКС). Нормирование как центральный элемент ФКС должно было быть введено сразу после его вступления в силу в 2013 году, но срок трижды переносился по предложениям Минфина. С 1 января 2015 года действуют постановления правительства N1047 и 1084, которыми для госорганов установлены общие требования к расчету затрат на связь, аренду, содержание имущества, транспорт, приобретение основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Так, сотовый телефон министра должен стоить не более 15 тыс. руб., а легковой автомобиль — не дороже 2,5 млн руб.
С 1 января 2016 года должны вступить в силу еще четыре постановления правительства N476, 479 и 926 и 927 — они регулируют требования к правовым актам органов власти об их закупках. Они должны соответствовать перечням допустимых покупок за казенный счет. Заказчики будут обосновывать каждую закупку, способ определения поставщика и начальную цену контракта и размещать данные о планах и ценах в единой информационной системе. Эти документы должны будут согласовывать Минфин, Минэкономики и ФАС.
“То, что Минфин определяет подход к нормированию обеспечения деятельности депутатов, ненормально и входит в противоречие с Конституцией. Поэтому рабочая группа Госдумы предложила сделать исключение для Госдумы и Совета федерации, чтобы они сами определяли систему нормирования в рамках своих бюджетов. Мы не против общих подходов, но нужно детально анализировать, какие нормативы соответствуют работе депутатов, учитывая, что они работают и в регионах, и на пленарных заседаниях в Москве”,— сказал вчера “Ъ” Анатолий Аксаков. По его словам, предложение поддерживают все фракции, а поправки в 44-ФЗ будут внесены и приняты до конца года. Распространение исключений на президента и правительство депутат объяснил “опасениями, что унифицированная система нормирования парализует работу всех высших органов власти”.
Глава ГПУ Лариса Брычева 26 ноября переадресовала предложения Думы главе Минэкономики Алексею Улюкаеву с просьбой до 1 декабря 2015 года высказать замечания и предложения. Министерство ответило, что инициативу депутатов “не поддерживает”. “Методология нормирования, предложенная правительством, в целом согласуется с концепцией закона 44-ФЗ”,— отмечает Минэкономики, а общие правила основаны на принципе равенства прав чиновников всех уровней на материально-техническое обеспечение, говорится в письме курирующего госзакупки заместителя главы Минэкономики Евгения Елина. Ведомство уже согласовало поправки Минфина к постановлению N1047, по которым Госдума и СФ должны регламентировать свои закупки. По той же схеме нормативные затраты “уже утверждены СФ, Верховным судом, Генпрокуратурой и Счетной палатой РФ” — и обращений, “свидетельствующих о невозможности реализации принятых правительством актов о нормировании”, в Минэкономики не поступало, удивлен замминистра.