Турецкое вторжение обсудили всем миром

 

Решение Анкары о вводе войск в Ирак рассмотрел СБ ООН

Конфликт между Анкарой и Багдадом, вызванный вводом турецких войск в Ирак, перерастает рамки двусторонних отношений. Совбез ООН на состоявшемся вчера вечером закрытом заседании рассмотрел вопрос о развертывании турецкого контингента в Ираке, не согласованном с Багдадом. Масла в огонь подлил ультиматум Багдада, потребовавшего от Анкары вывести свои войска в 48-часовой срок и пригрозившего пойти на “любые необходимые меры для защиты границ и суверенитета страны”. Впрочем, несмотря на жесткую риторику и приведение иракских войск в состояние повышенной боеготовности, говорить о переходе конфликта в горячую фазу пока не приходится. В условиях сложившегося статус-кво Москва пытается получить новый рычаг давления на Анкару, начав поставки иракским курдам легких вооружений.

Отношения Турции и Ирака, резко обострившиеся после того, как в прошлую пятницу Анкара ввела около 130 своих военнослужащих, танки и артиллерию в Ирак, продолжают накаляться. Учитывая, что действия турецкой стороны не были согласованы с Багдадом, в воскресенье иракское руководство предъявило Анкаре ультиматум: в течение 48 часов вывести свой контингент из северной иракской провинции Найнава. Отметим, что Иракский Курдистан, формально остающийся в составе Ирака, фактически существует как независимое государство со своими вооруженными силами. Однако город Башика (провинция Найнава), где разместились турецкие войска, формально не относится к Иракскому Курдистану.

На какие ответные шаги в итоге пойдет Багдад, пока остается неясным, однако заявления иракского руководства звучат решительно. Правящий в стране Иракский национальный альянс призвал премьера Хайдера аль-Абади принять “любые необходимые меры для защиты границ и суверенитета страны, в том числе обращение в Совбез ООН, Лигу арабских государств”, а также ввести против Турции экономические санкции.

В свою очередь, иракский телеканал Alsumaria сообщил, что премьер аль-Абади приказал привести “военно-воздушные силы в состояние повышенной боеготовности и быть готовыми защищать территориальную целостность и суверенитет”.

В этой ситуации конфликт Турции и Ирака был вынесен на обсуждение Совбеза ООН, собравшегося вчера поздно вечером в Нью-Йорке на закрытое заседание. Накануне МИД РФ выступил с жестким заявлением по поводу действий Анкары, в котором говорится: “Дополнительным и очень серьезным фактором напряженности является противоправное нахождение турецких военных на иракской территории близ Мосула, которые прибыли туда без соответствующего обращения или одобрения законного иракского правительства”. В МИД РФ назвали действия Анкары “неприемлемыми”. При этом о принятии Совбезом юридически обязывающих решений речи не шло.

Турецкая сторона вчера официально подтвердила решение не выводить свой контингент из Ирака, несмотря на растущее внешнее давление. В то же время Анкара дала понять: усиления ее присутствия в Ираке в ближайшее время не планируется. “Мы не будем размещать дополнительные войска в Башике, пока ваши тревоги по поводу этой проблемы не рассеются”,— говорится в письме премьера Турции Ахмета Давутоглу, направленном его иракскому коллеге Хайдеру аль-Абади.

Прилагая усилия для того, чтобы спустить конфликт на тормозах, премьер Давутоглу также сообщил, что турецкие военнослужащие прибыли в Ирак по просьбе находящегося в изгнании губернатора Мосула, столицы Найнавы. Сам же город Мосул с июня 2014 года контролируется боевиками “Исламского государства” (запрещено в РФ). Турецкий премьер добавил, что Анкара “не приглядывается к чьим-либо землям”, и заявил о намерении в ближайшее время посетить Багдад.

В условиях, когда Турция и Ирак в ближайшее время вряд ли пойдут на эскалацию конфликта, особое значение приобретает разворачивающаяся большая игра вокруг иракских курдов, руководство которых пытается балансировать между Багдадом и Анкарой. Турецкие СМИ со ссылкой на главу МИД Турции Мевлюта Чавушоглу сообщают о запланированном на сегодня визите в Турцию главы правительства Иракского Курдистана Масуда Барзани. Изначально визит планировался на 4 декабря, однако был перенесен в связи с эскалацией турецко-иракского конфликта.

“Для перехода конфликта между Анкарой и Багдадом в горячую фазу пока нет предпосылок. Однако иракская сторона будет предпринимать все более активные попытки усилить внешнее давление на Турцию, используя для этого максимальное число игроков. В этом давлении существенную роль могут сыграть и курды, ведущие в регионе собственную игру и не желающие быть младшим братом Анкары”,— пояснил “Ъ” директор Центра политических исследований Андрей Федоров. По словам эксперта, Багдад может попытаться использовать хорошие отношения, сложившиеся у иракских курдов с Вашингтоном, что “явно беспокоит Турцию”.

В свою очередь, для Москвы, переживающей период беспрецедентного охлаждения отношений с Анкарой, “курдская карта” также приобретает особое значение. Вчера курдское издание Rudaw со ссылкой на генконсула РФ в административном центре Иракского Курдистана Эрбиле Виктора Симакова сообщило: Россия впервые поставила легкое стрелковое вооружение отрядам иракских курдов “Пешмерга”, воюющим против “Исламского государства”. Ранее Москва не направляла оружие иракским курдам напрямую, исходя из того что к ним будет попадать часть вооружений, поставляемых в Ирак в рамках военно-технического сотрудничества Москвы и Багдада.

“Вооружая иракских курдов, Москва не только укрепляет одну из сил, играющих важную роль в сдерживании “Исламского государства”, но и получает возможность усилить давление на Анкару”,— комментирует сообщение о прямых поставках российского оружия в Иракский Курдистан Андрей Федоров.

Сергей Строкань

Фото: interpolit.ru
По информации: Коммерсант.ru

Ранее

«Калибром» по ИГ

Далее

Административные правонарушения отделят от уголовных

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru