Почему случаи обрушения зданий в Москве с человеческими жертвами становятся уже закономерностью
У дома № 8 на Ленинградском шоссе в начале месяца на пенсионера с балкона седьмого этажа упал огромный фрагмент штукатурки. Мужчина погиб на месте. По словам жителей дома, этот случай — далеко не первый. Несколько лет назад, практически на этом же самом месте по этой же причине погибла женщина. Более того, здание сейчас находится на ремонте — если работы с фасадом здания были закончены еще в начале осени, то во дворе строители и по сей день штукатурят стены. Так или иначе, в обстоятельствах трагедии теперь уже будут разбираться следователи-криминалисты и сотрудники МЧС.
За последние годы большая часть финансовых и материально-технических ресурсов, направляемых в строительную отрасль в Москве, тратилась не на ремонт износившихся строений старого жилищного фонда, а на возведение нового жилья по наиболее примитивной — каркасно-монолитной технологии, —отмечает в своем исследовании кандидат технических наук, специалист в области обследования, технической эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений Ирина Дедюхова. С одной стороны, идет постоянный рост жилищно-коммунальных тарифов, с другой же стороны, жилищный фонд в большинстве своем проходит усиленный физический износ в состоянии отсутствия необходимых ремонтно-профилактических мероприятий. Специалисты, как правило, приглашаются для обследований в кризисных и аварийных ситуациях, когда беда уже случилась.
Многие трагедии можно было бы предотвратить, если бы сооружения имели четкие графики планово-восстановительных мероприятий, журналы обязательных технических осмотров, и проходили раз в несколько лет регулярные общие обследования. Дедюхова полагает, что, в частности, в Москве и многих других городах не были выполнены некоторые рекомендации массового обследования жилых домов 80-х годов прошлого века, требовавшие усиления выступающих железобетонных элементов (балконов, козырьков, лоджий), а также комплексного решения отведения поверхностных стоков с устройством дренажных и ливневых канализаций. При всем этом, как могли заметить сами жители столицы, в микрорайонах на окраинах города на существующие коммуникации методом «точечной застройки» привязывались монолитные каркасные сооружения, не поддерживающие критерий ремонтопригодности. Здания строились в местах, совсем не предназначенных для появления новых жилых домов, а предусмотренных для социально-бытового развития микрорайонов.
Вот только некоторые крупные обрушения зданий за последние 10 лет, не считая последних:
— 25.10.2005 г. в центре Москвы обрушился фасад жилого дома № 5 на Садово-Самотечной улице. С крыши дома на припаркованные автомобили упало несколько крупных кусков фасада.
— 20.11.2006 г. на юго-востоке Москвы, в доме 11 по Велозаводской улице обрушились железобетонные перекрытия между 10-м и 11-м этажами на общей площади 40 квадратных метров. Владелец одной из квартир на 11-м этаже начал ремонт, не получив разрешения на ремонтные работы. При проведении чистки одной стен, упиравшейся в несущую балку, произошло обрушение плит.
— 02.08.2006 г. на Балаклавском проспекте в доме 16, корпус 1 произошло обрушение балкона между 5-м и 4-м этажами 5-этажного здания. Балкон обрушился в тот момент, когда на нем находились люди. Пострадавшие госпитализированы с различными травмами.
— 10.12.2008г. в шестиэтажном жилом доме старого фонда в Староконюшенном переулке обрушились перекрытия и перегородки на площади около 250 квадратных метров. Шесть человек погибли на месте.
— 17.05.2011 г. на западе Москвы в доме по Рублевскому шоссе обрушилась стена одной из квартир. Пострадал один человек. Причиной обрушения стали работы по перепланировке квартиры.
— 15.03.2011 г. в доме по улице Октябрьская обрушились четыре балкона. Вначале обрушилась плита балкона пятого этажа, после чего под ее весом обрушились нижние балконы.
Это лишь некоторые из известных инцидентов в последние годы. Вообще, если заглянуть в историю Москвы, то можно увидеть, что подобные трагедии не были редкостью и в прошлые эпохи.
Обрушения сопровождали историю московского строительного процесса с самых ранних веков. В 1474 году с огромным грохотом в Москве рухнул почти оконченный Успенский собор. Во всем оказался виноват раствор, поэтому «для подстраховки» пришлось звать иностранного зодчего — Аристотеля Фиораванти. Иногда строительная трагедия могла перечеркнуть карьеру известного архитектора — так, А.С.Каминский, много работавший в 1870-1880-е годы, потерял большинство заказов после обрушения дома Московского купеческого общества, возводимый по его проекту и рухнувший в 1888 году. Каминский шесть недель провел под арестом, годы потратил на восстановление профессиональной репутации, но не слишком преуспел на этом поприще. В 1914 году обрушился доходный дом недалеко от Арбатской площади, который возводился по проекту архитектора Николая Струкова. Зодчему устроили показательную порку, он также полтора месяца провел за решеткой. Доходный дом достроили уже после революции, сейчас мы знаем его как «дом Моссельпрома». Основные причины подобных происшествий — погоня за прибылью, неквалифицированная рабочая сила (крестьяне из ближних к Москве губерний), плохие подрядчики, некачественные строительные материалы.
Другой специалист, Александр Усольцев, рассказал «Йоду» о своих предположениях по поводу причин подобных трагедий.
Статистику я не веду, но считаю, что это банальное раздолбайство — в абсолютном большинстве случаев. Не надо, не пойми кого, нанимать на работы. Причинами еще служат недосмотр и банальный русский авось. Только вот каждая таких случайностей немало уже, череда одних и тех же трагедий — это уже закономерность.
Подтверждение слов Усольцева — исследования различных специалистов по установлению причин ряда крупных обрушений в строительстве. Так, по данным центра экспертиз «Север», а именно — анализу специалистов группы компаний «Городской центр экспертиз», видно то, что основная причина аварий — это совокупность целого ряда нарушений, которые допускаются на различных стадиях возведения или эксплуатации зданий.
Чаще всего здания приходят в ненадлежащее состояние по следующим причинам:
— нарушение правил эксплуатации — в 64% случаев
— низким качеством изысканий и ошибками при проектировании — 17,5%
— низким качеством производства строительных работ — 15%
— прочими причинами — 3,5%
Историк архитектуры и москвовед Денис Ромодин подтверждает, что проблема зданий в аварийном состоянии для столицы актуальна.
В городе немало интересных декоративных фасадов, но часто их состоянии оставляет желать лучшего. К сожалению, не все из них находятся в удовлетворительном состоянии. Часто это даже бывает не видно за свежей покраской, которой иногда ограничиваются при ремонте фасадов. Опять же не всегда, особенно в советское время, качество отделочных работ было на высоте. Этим грешат фасады домов конца 1940-х — начала 1950-х годов, где применяли пустотелую керамику, которая очень часто отваливается. В то же время, использовали накладные элементы на несущие балки балконов или декоративные элементы, которые в наше время очень часто представляют собой аварийный вид. Еще одна проблема — это карнизы зданий, на которых образуется наледь и сосульки.
Кроме инженерно-строительных вопросов, важным моментом здесь является процесс возмещения ущерба пострадавшим и ответственность, которую несут причастные к таким трагедиям.
Адвокат Рамиль Таймасов рассказал «Йоду» о юридической стороне этого вопроса.
В случае обрушения балконных плит, иных нарушений технического состояния многоквартирных домов ответственность несет такая управляющая организация, которая обязана надлежащим образом нести свои обязательства перед собственниками жилых помещений, в частности периодически производить осмотр технических конструкций дома, выявлять повреждения, иные дефекты и устранять их. В случае причинения вреда здоровью граждан или их имуществу в результате обрушения, нарушения целостности конструктивных частей многоквартирного жилого дома (как пример, балконных плит), такие граждане имеют право обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о компенсации вреда к управляющей организации, как правило, гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются очень долго (1-2 месяца), а с учетом времени для обжалования и вступления в силу судебного акта и предъявления его к исполнению может пройти и значительно больше времени, по этой причине будет эффективным обратиться напрямую к управляющей организации с требованием возместить вред, причиненный таким лицам, а в случае отказа обращаться за защитой прав и свобод в суд.
Иск о защите прав потребителей (в данном случае собственники (граждане) жилых помещений в многоквартирном доме являются потребителями работ, услуг, оказываемых управляющей организацией) не облагается государственной пошлиной. Лица, которым причинен вред обрушением конструктивных частей многоквартирного дома, имеют право на компенсацию морального вреда, взыскиваемая в судебной практике России в пользу потребителей в крайне незначительных размерах. Помимо судебной защиты прав и свобод, граждане, собственники жилых помещений многоквартирных домов имеют право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей управляющей организацией по содержанию и ремонту общего имущества дома обратиться в органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (в городе Москве — Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция), который в пределах своей компетенции и полномочий принимает меры реагирования и привлекает к ответственности управляющие организации, деятельность которых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации подлежит лицензированию.
Эксперты в один голос заявляют о том, что за городскими строениями необходим более тщательный надзор. Поэтому контроль над ситуацией в нынешних условиях должны брать в свои руки сами жильцы: требовать от управляющих компаний необходимого присмотра за состоянием домов и своевременного ремонта, когда этого требует ситуация.
Алексей Малаховский
Фото: metronews.ru
По информации: ЙОД