Рестораторы паникуют зря

Новая система контроля алкоголя не приведет к «убийству» системы общепита

831C723FD7BA595068D48489D2C32A95498DE5F37519EA10CAA00C896A64E43E

С нового года все рестораны и остальные «рюмочные» должны фиксировать в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) факт закупки спиртного в оптовом звене. Собственники объектов общественного питания в панике. Они говорят, что такая функция с 1 января 2016 года должна быть задействована только в отношении оптовых продавцов, а к розничным ЕГАИС должна применяться лишь с 1 июля 2016 года. Впрочем, эксперты алкогольного рынка считают, что паниковать нет причины — о требованиях ЕГАИС рестораторы знали заранее и уже к ним подготовились, а теперь всего лишь «гонят волну» и нагнетают обстановку.

Для чего нужна ЕГАИС? Чтобы государство контролировало объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Чересчур много людей травятся паленым горячительным.

Несмотря на то что ее пилотные проекты пытались внедрять с середины 2000-х, окончательно подключить к такой системе оптовых торговцев спиртным предполагалось с 1 января 2016 года. С розничными сетями — ресторанами и иными пунктами общественного питания, у которых есть лицензия на отпуск подобного рода напитков, — предполагалось сделать это с 1 июля 2016 года. Это следует из закона о государственном регулировании алкогольного рынка.

Почему возникли разночтения — не совсем понятно. Как рассказал «МК» председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, информация о том, что ЕГАИС с 1 января 2016 года вступает в силу по отношению как к оптовым, так и к розничным производителям спиртного, была размещена на сайте Росалкогольрегулирования еще летом этого года. То есть подготовиться к этой ситуации можно было каждому игроку рынка.

По словам одного из совладельцев сети ресторанов, он не получил конкретного соответствующего уведомления, а «доверять информации, даже если она размещена на сайте государственного учреждения, не всегда стоит». «С ЕГАИС изначально были проблемы. Ее внедрение было неоднократно отложено. При таких операциях передаются и обрабатываются чрезвычайно серьезные объемы информации. Это далеко не всегда позволяет полностью синхронизировать данные федерального центра управления с предприятием», — отмечает собеседник «МК».

По его словам, довольно небольшое количество даже московских ресторанов (не более 10–20%) смогут оперативно приспособиться к ЕГАИС. Не говоря уже о регионах. Тем более что установка такого оборудования доходит до 70–90 тыс. рублей, а ежегодное обслуживание — до 300 тыс. По его мнению, есть вероятность того, что в новогодние каникулы многие москвичи не смогут позволить себе такое удовольствие — пропустить рюмку-другую — в большинстве питейных заведений.

Независимые эксперты не разделяют этого пессимизма. По словам Дмитрия Доброва, подключиться к ЕГАИС можно за один-два дня, и денег на это много не потребуется.

«Здесь вопрос в другом. Люди травятся паленым алкоголем не из-за ужесточения правил контролирования этого рынка, а из-за увеличения акциза на алкоголь и снижения доходов и потребительской способности населения. Если отслеживать повышение конечных цен на водку, то мы увидим следующие цифры: в 2010 году минимальная цена составляла 89 рублей, в 2011 году — 98 рублей, в 2012 году — 125 рублей, в 2013 году — 170 рублей, сейчас — 185 рублей. Очевидно, что людей с низким достатком такой продукт все больше бьет по карману. Они в рестораны не ходят и травятся паленым алкоголем, приобретаемым из-под полы. Подключение розницы к ЕГАИС в смысле проданных объемов особенно не повлияет на доходы рестораторов. Кому надо — тот проведет у себя эту систему. Тем более что около 90% оптовых торговцев это уже сделали. А вот если государство в очередной раз поднимет акцизы (в 2016 году это не планируется), то и «паленки» станет больше, и отравления продолжатся», — полагает эксперт.

Николай Макеев

Фото: rus.err.ee
По информации: МК

Ранее

Инвесторы покидают Россию

Далее

Звезды просят у Деда Мороза

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru