Владелец Домодедово до сих пор не сбежал, поэтому его задержали
Задержанный во время допроса владелец Домодедово Дмитрий Каменщик объяснил следователю, почему он не пытался скрыться за границу. Он заявил, что в этом нет необходимости, так как «правда на его стороне», сообщает «Коммерсантъ»
Допрос владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, задержанного 17 февраля по делу об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые привели к гибели людей в результате теракта, длился около шести часов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к следствию.
За это время его вначале допросили в качестве свидетеля, потом ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), а после этого допросили еще и как обвиняемого.
Источники рассказали изданию, что Каменщик приехал на допрос в 1-й отдел главного следственного управления СКР около 12:30 мск в сопровождении адвокатов, он был одет в спортивную куртку, толстовку и брюки в стиле милитари. С собой у владельца аэропорта была сумка с вещами и предметами личной гигиены. Как стало известно изданию, следователь, увидев Каменщика, спросил, почему тот не пытался покинуть страну, когда для этого не было никаких препятствий: в отношении Каменщика, изначально проходившего как свидетеля по делу, не была избрана мера пресечения. При этом некоторые из его бывших сотрудников уже были арестованы. «Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!» — ответил следователю владелец Домодедово.
Свою вину Каменщик не признал, дав развернутые показания по каждому пункту, который интересовал сотрудников оперативно-следственной бригады, отмечает «Коммерсантъ».
О задержании Каменщика в рамках уголовного дела против бывших топ-менеджеров аэропорта — Светланы Тришиной, Андрея Данилова и Вячеслава Некрасова — СКР сообщил вечером в четверг. По версии следствия, Каменщик, Тришина, Некрасов и Данилов в период с 2009 по 2010 год внедрили новую систему досмотра на входах в аэропорт, «что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта и вследствие этого оказанию услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности». Следствие утверждает, что эта технология предусматривала нахождение на каждой входной группе лишь одного сотрудника службы авиационной безопасности, который досматривал с помощью интроскопа багаж и личные вещи пассажиров. При этом сами пассажиры процедуру технического контроля с использованием стационарного металлоискателя не проходили, а досмотр входящих в здание аэропорта проводился выборочно. Таким образом, применение новой технологии, считает следствие, позволило сократить время нахождения пассажиров и посетителей у входов, но при этом «увеличило вероятность проноса взрывного устройства», и в результате в здание аэропорта в январе 2011 года беспрепятственно вошел террорист-смертник Магомед Евлоев и взорвал себя в толпе. Тогда погибли 37 человек, еще 170 были ранены.
Как стало известно «Коммерсанту», Каменщик в ходе допроса дал развернутые показания о том, что технологии 2007 и 2010 годов имели лишь одно существенное различие. В соответствии с последним документом, на входах в аэропорт дежурили уже не только сотрудники службы авиационной безопасности, но и полицейские. Именно последние по закону могли осуществлять досмотр не только вещей, но и самих пассажиров, однако делали это выборочно. Стопроцентный досмотр в аэропортах в то время вводился в случае возникновения угрозы терактов. Правила же, обязывающие проверять всех пассажиров, были введены уже после взрыва 2011 года. В качестве доказательств невиновности владельца Домодедово были приведены решения нескольких судов, установивших, что тотальный досмотр на момент теракта еще не был узаконен, а собственник аэропорта не должен отвечать за действия террориста, однако эти доводы не подействовали на следователя, и Каменщик был задержан. 19 февраля Басманный суд рассмотрит ходатайство следствия об избрании в отношении Каменщика меры пресечения.
Ольга Надыкто
Источник: “РБК”