В целом «Альфа-групп» и знаменита подобного рода проектами. Войти долей участия в бизнес, а затем начать дестабилизировать ситуацию в своих целях. От перехвата полного корпоративного контроля до перераспределения активов. А1, инвестиционное подразделение «Альфа-групп» действительно приобрело 40% акций «Евродона». Почти сразу началась громкая пиар-компания, средства массовой информации тиражировали информацию об исковых заявлениях, оспаривающих поручительство по нескольким кредитам компании «Евродон».
Конечно, с другой стороны ответили симметрично в меру возможностей: начали сбор подписей в поддержку Вадима Ванеева, которому принадлежат 45% акций компании, и самого ООО «Евродон». Однако главный эффект – повышенная осторожность всех контрагентов и инвесторов в ситуации подобного корпоративного конфликта. Подобного рода корпоративный конфликт на истощение в юридической сфере называется гринмейл. Это одна из распространенных конструкций, позволяющих либо получить бизнес конкурента, либо продать свою долю в разы дороже цены приобретения, однако, если силовой захват предприятия с использованием связей среди преступников и силовиков остался в начале 2000-х, подобные способы остались как более интеллектуальные и реализуемые в рамках правового поля, что осложняет защиту предприятия-цели и требует от нее соответствующего уровня интеллектуального потенциала в решении задачи удержания предприятия.
Гринмейл предполагает, что миноритарный акционер активно пользуется своими корпоративными правами, на грани злоупотребления ими и фактически истощает, выматывает компанию-цель в финансовом отношении, а также через такие рычаги давления получает контроль над компанией. Такие действия также в силу своих особенностей иногда называют корпоративным шантажом. Подобный конфликт в крупной компании (а «Евродон» как раз тот случай) вызывает настороженность и определенные изменения на рынке. Инициированное акционером, у которого недостаточно акций для существенного влияния на принятие решений, судебное разбирательство может искусственно затягиваться на месяцы, а то и годы, а «Альфа-групп» в подобных операциях не новичок.
Также суд может пойти на принятие обеспечительных мер – приостановить выдачу кредитной линии, а то и лишить акционера, против которого инициирован процесс, права голоса при проведении очередных или внеочередных собраний акционеров. Таким образом, истец получит возможность назначить своего генерального директора, и юридически перехватить корпоративный контроль в компании-цели. У Вадима Ванеева в целом довольно много шансов выстоять, главное – добиться того, чтобы не применялись обеспечительные меры. Необходимость лишить главного акционера права голоса будет довольно трудно доказать. А даже если суд первой инстанции согласится пойти на такое, в апелляции или кассации такое решение может быть отменено. Далее в процессе, где позиция Ванеева будет подкреплена доказательствами соблюдения всех корпоративных правил и норм от юристов таких крупных игроков как «Россельхозбанк» и Внешэкономбанк, все должно сложиться благоприятно. Многое зависит от тех правовых позиций, которые будут заняты представителями «Евродон».
Адвокат, Член Ассоциации юристов России, Алан Оснас