Европе хватит и ближневосточных беженцев
Во время своего председательства в ОБСЕ Германия намерена заняться конфликтами на постсоветском пространстве, считая, что лучше сохранить их в замороженном состоянии, чем реанимировать горячие точки. Это касается Приднестровья, Нагорного Карабаха и Донбасса, утверждают немецкие эксперты, комментируя публикацию американской разведывательно-аналитической службы Stratfor, в которой утверждается, что Румыния хотела бы использовать Молдавию в качестве антироссийского буфера.
Очередной анализ Stratfor пызвал в Кишиневе большой резонанс, так как касается отношений Молдавии с Румынией. Тема же объединения двух государств в последнее время не сходит с телеэкранов, звучит на митингах протеста, в заявлениях политиков.
На днях вопрос, состоится ли униря (объединение), автору этих строк задал известный молдавский политик (имя называть не будем из-за конфиденциальности разговора). «Ты мне скажи, что дальше – объединение?» – это в молдавской столице можно слышать на встрече с друзьями, на акциях протеста, в парламенте. Но никто не может ответить на этот вопрос. Хотя заявления о необходимости использования варианта выхода Молдавии из кризиса открыто делают молдавские высокопоставленные чиновники и политики.
Президент Николае Тимофти, по Конституции Республики Молдова являющийся ее гарантом, не скрывает, что он – за объединение с Румынией. На днях о том, что объединение – последний шанс для Молдавии, сообщил населению министр окружающей среды Валериу Мунтяну. О том, что она проголосовала бы за воссоединение с Румынией, публично заявила Майя Санду, третий по рейтингу молдавский политик. В Бухаресте даже объявили дату объединения – 2018 год (в Румынии будут отмечать 100-летие присоединения к ней Бессарабии). Хотя население Молдавии в большинстве своем, заметил «НГ» директор кишиневского Института общественной политики Аркадий Барбарошие, не поддерживает идею объединения «двух румынских государств».
На пике подобных обсуждений Stratfor публикует известный текст. «Румыния, с ее глубокими историческими, культурными и лингвистическими связями с Молдовой, стала лидером в попытках удержать Молдову на прозападном треке… Очевидно, что в национальных интересах Румынии иметь Молдову на своей стороне в борьбе между Востоком и Западом, Россией и НАТО. Бухарест не упустил и не игнорировал российскую экспансию в регионе, и Румыния хотела бы иметь свой собственный буфер против России», – говорится в аналитическом материале «Почему Запад должен уделять больше внимания Молдове», написанном ветераном ЦРУ Стивеном Холлом. «По мере того как Путин продолжает расширять влияние России, а по возможности, и прямой контроль в ненатовских регионах вокруг России, очень вероятно, что Молдова станет его очередным ходом на шахматной доске», – цитирует Холла молдавская газета «Панорама». Целью России, считает автор, является установление промосковского правительства в Кишиневе, или создание еще одного замороженного конфликта, или расширение уже существующего приднестровского конфликта.
Холл полагает, что в связи с ситуацией вокруг Молдавии Бухарест мог бы задать своим партнерам «резонные вопросы», среди которых и такой: «Случится ли еще один международный кризис с беженцами, когда этнические румыны начнут покидать Молдову перед лицом возросшей российской агрессии?» «На чем должен сфокусироваться Запад, так это на послании, которое он направит России, если Европа и Соединенные Штаты вообще не предпримут никаких действий. Как в Грузии и Украине, Путин неизбежно воспримет такой ответ как слабость, которой нужно воспользоваться», – заключает Холл.
Директор киевского Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик высказал «НГ» сомнение по поводу расширения приднестровского конфликта: «Украина внимательно наблюдает за тем, что происходит в Приднестровье в частности и в Молдове в целом. И не допустит конфронтации ни со стороны России, которой в регион закрыто сообщение как по земле, так и по воздуху, ни со стороны Молдавии и Румынии».
Кулику возражает научный директор Германо-российского форума Александр Рар: «У Украины нет ресурсов заниматься Приднестровьем – у нее горит юг. Председательствующая ныне в ОБСЕ Германия намерена заморозить конфликт на юге Украины, дабы не дать ему разрастись. Берлин возвратился и к Мазенбергским соглашениям, заключенным по Приднестровью тогда президентом Дмитрием Медведевым с Ангелой Меркель. Так что размораживания приднестровского конфликта не предвидится. Скорее активизируется переговорный формат «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, РФ, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели)».
По словам эксперта, в немецких политических кругах говорят о необходимости вернуться к конфликтам на территории постсоветского пространства с тем, чтобы не допустить их размораживания. «Опасение вызывает Нагорный Карабах, в котором не исключены военные действия с подачи Турции – в пику России. В Берлине считают, что лучше уж сохранить конфликт замороженным, чем взорвать ситуацию, как в Приднестровье, что, скажется на системе европейской безопасности», – пояснил Рар. Он отметил, что «в Германии чувствуют ответственность за безопасность в ЕС и в этом плане намерены учитывать и российские интересы».
«Правда, германская инициатива может натолкнуться на противодействие НАТО, которое считает, что это (Украина, Молдавия, Карабах. – «НГ») – прерогатива «Восточного партнерства». Такого же мнения, вероятно, и США. Но всем известно, что «Восточное партнерство» направлено против России. Однако следует учесть, что в ОБСЕ США не пользуются особым влиянием, скорее оно больше у России. Председательствуя в ОБСЕ, Германия постарается изменить ситуацию и предложить новую модель европейской безопасности. Прорывов может и не случиться, однако что-то получится», – заключил Рар.
Напомним, осенью 2010 года в Мазенберге прошли встречи Дмитрия Медведева с канцлером Германии Ангелой Меркель, в ходе которых была достигнута договоренность об урегулировании приднестровского конфликта. Урегулирование предусматривало возвращение Приднестровья в состав Республики Молдова. После этого Москва предприняла попытку сменить лидера региона: Игорь Смирнов, более 20 лет находившийся у власти, выступал за независимость самопровозглашенной республики. А нужен был кандидат, который согласился бы на переход Приднестровья под контроль Кишинева. Такой кандидат у Москвы был, но выборы выиграл не он, а Евгений Шевчук, на которого ставил Кишинев. Со временем Шевчук стал рупором Москвы, однако потерял доверие приднестровцев. В будущем году в регионе президентские выборы, и у Шевчука небольшие шансы их выиграть. Нынешняя же инициатива Германии будет зависеть в немалой степени от того, кто придет к власти в Приднестровье. Этот вопрос волнует и Россию. А также Киев, который, хоть и занят Донбассом, не упускает из вида Приднестровье, треть населения которого этнические украинцы и где проживают 150 тыс. граждан Украины.
Светлана Гамова
Фото: www.nationaldefense.ru
По информации: ng.ru