Почему в последнее время власти Украины особенно старательно пугают граждан страны «наступлением России»
Сегодня целое сонмище украинских политиков и экономистов ошеломляет сограждан с экранов телевизоров и страниц газет жуткими «страшилками»: «Россия объявила нам очередную войну! Кремлевский режим хочет втянуть нас в свою империю! Северо-восточный сосед наступает на всех фронтах, панически боясь сближения Украины с ЕС!».
И это, замечу, самые мягкие выражения. В западном регионе страны, где во всех органах власти верховодят оголтелые националисты, в ходу такие «перлы», которые пишут лишь отъявленные хулиганы на заборах.
Попробуем же разобраться спокойно: а что, собственно, произошло? Россия временно отказалась от импорта продукции кондитерской корпорации «Рошен»? Эка невидаль! Подобное в мировой практике происходит довольно часто. Коль возникли конкретные претензии к качеству конфет, шоколада и карамели, то зачем же сразу голосить о «новом витке политического давления»? Перепроверьте все, что сходит с конвейеров, представьте аргументированные выводы специалистов о полном соответствии поставляемых товаров зафиксированным в договорах требованиям. Как после этого опровергнуть вашу правоту, если крыть будет нечем? Так нет же — хоть и признали, что в продукцию добавляются вредные вещества (в частности, количество бензопирена превышает допустимые нормы, но он, мол, не запрещен в России!), а также показательно уволили генерального директора киевской кондитерской фабрики за ненадлежащий контроль на производстве, однако во главу угла по-прежнему ставят только политические причины.
В связи с этим действительно независимые украинские политологи (к счастью, есть в республике и такие) напомнили обществу о другой «торговой войне» — сырной, еще недавно бывшей у всех на слуху. Какая поднялась шумиха! Россия агрессивно обвинялась в предвзятости, пока совместная украинско-российская комиссия не ткнула носом производителей в очевидное: цельного молока в сыре — с гулькин нос, в основе же — далекое от полезности пальмовое масло. Пришлось давать задний ход, ссылаться на мнимые ошибки в расчетах, сбои в технологическом процессе, а в конечном счете — устранять справедливо высказанные замечания.
Не забылась, конечно, и так называемая «газовая война», когда сыр-бор разгорелся из-за того, что Украина закачивала в свои хранилища «голубое топливо», поставлявшееся в европейские страны. Незаконный отбор фиксировался автоматически (сравнивались показатели в газопроводах на входе и выходе из Украины), но обнаглевшие воры вовсю открещивались, приписывая все смертные грехи «недружелюбному соседу», который, мол, так и ищет любые возможности для того, чтобы «рассорить Украину с Европой и поставить республику на колени».
Кстати, очень уместно поговорить о нынешних газовых делах. Почему всячески умалчивается тот факт, что невыгодный договор о поставках российского «голубого топлива» единолично подписала Юлия Тимошенко — без одобрения правительства и в пику президенту страны, согласовавшему к тому времени цену на 100 долларов меньше? И с какой стати Международный валютный фонд выдвинул условие: даже не начинаем переговоры, пока не повысите тарифы на газ для населения на 40–60 процентов? Им-то, казалось бы, какой резон загонять людей в кабалу? А резон есть, и очень даже простой: раз увеличатся расходы, то страна встанет в очередь за новой подачкой под еще более высокие проценты.
Между тем, общеизвестно, что собственная добыча газа в Украине ежегодно составляет 21 миллиардов кубометров, ее максимальное потребление населением — 19 миллиардов. Как часто повторяет премьер-министр Николай Азаров, «наш народ в городах и селах обходится без дорогого российского газа, который направляется только в промышленный сектор». Прекрасно, как не порадоваться за братьев-славян! Но вот тут-то заканчивается объективность, потому что тот же Азаров, а заодно с ним, естественно, и президент Виктор Янукович, теперь гордятся тем, что стали получать газ из Германии, Венгрии, Словакии… Чей? Разумеется, российский! Просто газопроводы заработали в реверсном направлении. Может, так дешевле? Конечно, нет, ведь увеличилось количество посредников в купле-продаже. Зато «гетман нации» в стольном городе Киеве взахлеб твердит: «Еще чуть-чуть, и мы вообще станем независимыми от поставок российских ископаемых. Европа нас всегда выручит!».
Не спешите, однако, уважаемые читатели, смеяться и крутить пальцем возле виска. Послушайте высказывания некоторых известных в республике экспертов, в которых содержатся ответы на множество вопросов.
«Закономерно, что качество украинской кондитерской продукции (и не только ее) не устраивает Россию, — говорит директор Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Однако все прекрасно понимают, что ситуация имеет и политический подтекст. Идет давление на украинских олигархов, которые хотят зарабатывать деньги в России, оставаясь на антироссийских позициях. Так, к примеру, поступает наш миллиардер-кондитер Петр Порошенко, владеющий и крупнейшим медиахолдингом, активно используя его информационные возможности для агитации против присоединения Украины к Таможенному союзу. Он говорит, что сможет торговать своими шоколадками даже из Парижа. Очень в этом сомневаюсь. В случае подписания Украиной соглашения с ЕС все нынешние локальные и точечные конфликты сольются в один большой, по сравнению с которым шоколадки Порошенко покажутся просто детской страшилкой».
И еще два важных мнения.
Первый вице-премьер Сергей Арбузов (его прочат в преемники Николая Азарова) во время недавнего визита в ФРГ уже в который раз заявил: «Украина находится на ключевом пути, которым должен стать ноябрьский саммит ЕС в Вильнюсе. Ассоциация с Европейским союзом — это наш цивилизованный выбор». А вот как прокомментировал «кондитерский наезд» заместитель председателя парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов: «Россия предупреждала: у нас есть своя зона экономических интересов. Хотите синицу в руке — к нам, журавля — давайте в ЕС. Поэтому мы не отрицаем, что альянс с Россией — выгода сегодня, а с ЕС — в перспективе. Вот поэтому и теряем. Но выиграем через 10–15 лет».
Неиссякаемый оптимизм так и хлещет из уст этих господ. Особенно умиляет точка зрения Чечетова, который почему-то надеется на политическое долгожительство и собирающегося праздновать победу через полтора десятилетия.
А теперь о цифрах, точнее — о нынешней печальной статистике и будущей трагической «арифметике». «За пять лет членства Украины во Всемирной торговой организации негативное сальдо нашей внешней торговли увеличилось с 330 миллионов долларов в 2007 году до 5,5 миллиарда в 2012 году, — констатирует секретарь Комитета по международным делам Верховной Рады Игорь Алексеев. — При этом промышленное производство в стране снизилось на 28,4 процента, объемы импорта возросли на 46 процентов… Катастрофически «испаряются» золотовалютные запасы. Еще год назад они составляли 31,79 миллиарда долларов, а сейчас лишь 23,1 миллиарда. Доля затрат на обслуживание долга в госбюджете превышает расходы на образование, здравоохранение и другие жизненно важные сферы вместе взятые».
Тем не менее политически близорукое и экономически необразованное руководство Украины буквально гонит народ в еще более страшную кабалу. Поразительно, но доныне проекты документов об ассоциации с ЕС мало кто видел вообще. 900 (!) страниц текста лишь недавно переведены на украинский язык, доступ к ним имеет узкий круг лиц, которые умалчивают о дискриминационных для страны условиях, ограничениях ее суверенитета. Соглашение предусматривает одностороннюю зависимость Украины от директив Евросоюза. Не становясь членом ЕС, страна обязуется беспошлинно принимать всю европейскую продукцию, на то, что европейцы станут беспрепятственно мониторить в ней все процессы. Далее — бесстрастная конкретика. Поставки украинской пшеницы, которые ежегодно составляли три миллиона тонн, будут ограничены одним миллионом. Продажу сахара придется сократить в десять раз — с 300 тысяч тонн до 30 тысяч. По всем видам сырья, включая продукцию первичной обработки металлов, следует установить экспортные пошлины вдвое ниже тех, которые с огромным трудом удалось отстоять на переговорах при вступлении в ВТО. Подлежат неукоснительному выполнению 400 обязательных регламентов по повышению качества украинской продукции и 500 односторонних изъятий отечественных товаров из экспорта…
Перечислять можно до бесконечности. Поэтому завершу лишь выдержкой из директивы «О совместимости железнодорожных систем в рамках сообщества», обязывающей изменить ширину колеи железных дорог Украины с 1520 миллиметров на 1435 миллиметров. Попробуйте представить себе необозримый объем работ: реконструкцию более 30 тысяч километров стального пути, замену 6,2 тысячи тепловозов и электровозов, 140 тысяч вагонов. Их на свалку, а на какие шиши покупать новые, если ремонт десятка единиц техники выливается в проблему? Евросоюз за все заплатит? Держи карман шире…
А напоследок — о самом главном. На основании многочисленных социологических исследований авторитетный политолог Михаил Погребинский сделал вывод: «Объективно на Россию ориентируется более половины украинских граждан, а антироссийскую позицию поддерживает менее 20 процентов населения. Поэтому парадокс состоит в том, что так называемая оппозиционная коалиция, получившая в парламенте почти половину голосов, выражает взгляды всего лишь пятой части избирателей, выступая как антироссийская политическая сила». Однако еще больший парадокс демонстрируют Виктор Янукович и его команда, закономерно называемые в народе оборотнями. Ведь Янукович стал президентом только потому, что получил поддержку большинства избирателей за твердые гарантии восстановить дружественные, взаимовыгодные отношения с Россией, предоставить русскому языку статус второго государственного, освободить украинскую политику от националистического, русофобского наследия «оранжистов» во главе с Ющенко.
Увы, напрочь забыв предвыборные обещания, «гарант Конституции» избрал прозападный курс и сформулировал свою цель однозначно: «Европа — наш дом, Россия — наш сосед». Но вряд ли народ Украины простит этого предательства.
Юрий КИРИЛЛОВ
собкор «НВ»
КИЕВ