Громкий скандал начинает набирать обороты на Балканах.
Хорватия, которая принимает активное участие в региональной гонке вооружений, ранее заключила с Украиной соглашение о закупке и ремонте 12-ти самолетов МиГ. Однако то, что стране досталось на выходе, можно не просто назвать «браком», но еще и считать «прямым фактом мошенничества». Подробности сложившейся ситуации раскрывает издание «Взгляд»
Теперь ответственный за этот контракт глава оборонного ведомства Хорватии в прямом смысле обещает застрелиться, однако ожидать от Военно-промышленного комплекса Украины чего-то другого и не стоило.
Сотрудники хорватского USKOK (Управление по борьбе с коррупцией и оргпреступностью) начали проверку по обстоятельствам, связанным с ремонтными работами в отношении истребителей МиГ-21 хорватских ВВС украинской стороной. Немногим ранее армейская служба безопасности Хорватии предоставила одному из популярных изданий страны данные о возможном вскрытии масштабного мошенничества, которое ставит под угрозу обороноспособность страны. Данный скандал, надо сказать, носит весьма серьезный характер и имеет огромные масштабы.
По предварительным данным, ранее события развивались так. Анте Котроманович, занимающий пост министра обороны Хорватии, еще в 2013 году заключил соглашение с государственной корпорацией «Укрспецэкспорт» на ремонт семи истребителей МИГ-21, а также о покупке у той же корпорации еще пяти таких же боевых самолетов. Украинская сторона должна была выполнить работы по техническому продлению срока службы морально устаревших истребителей еще на 10 лет. Ее румынский конкурент, компания Аэростар, в этом тендере проиграла, чем была крайне возмущена. Более того, не выиграла и заявка израильской компании по причине более высоких цен.
Для чего хорватам потребовалось ремонтировать и тем более закупать это откровенное старье – отдельный вопрос. Котроманович, невзирая на звание профессора философских наук, является профессиональным военным, которому удалось пройти путь от ротного командира до главы Министерства обороны страны. Так что, он, скорее всего, знал, что делает. Тем более у страны нет возможности перевооружить все рода войск за один подход.
МИГ-21 – военная машина, которая морально устарела вне зависимости от ее модификаций. Впрочем, ничего лучше ни в одной балканской стране попросту нет, а гонка вооружений там только набирает свои обороты. Так что решение о продлении срока службы МиГов можно назвать вполне логичным. Однако же сейчас военная полиция страны заявляет, что полученные от украинской стороны машины вовсе не являются теми самолетами, которые были переданы ей для технических работ. Более того, выкупленные у «Укрспецэкспорта» пять боевых машин и вовсе оказались собраны из просроченных запасных частей. Невзирая на то, что почти на всех двигателях номера оказались спиленными, а запчасти более нельзя восстановить, местным специалистам все же удалось установить происхождение некоторых из указанных элементов. Так, часть фюзеляжей оказалась позаимствована у бывших МиГов ВВС Болгарии, которые давно числятся как списанные на утилизацию. Ряд технических элементов несущей конструкции и крылья оказались родом из Африки. В этом плане эксперты разделились во мнениях, одни называют Алжир, другие – Ливию. Загадка даже то, как весь этот металлолом попал на Украину. А если принимать во внимание тот факт, что хорватский скандал разгорелся неспроста, а после трагедии, случившейся с одним из отремонтированных украинцами МиГов, он только начал набирать обороты, и все может закончиться очередным скандалом мирового масштаба.
Фото: inforesist.org
Арсений Спиридонов