В последнее время к бизнес-тренингу есть много нареканий, а флагманы российского рынка вынуждены искать новую парадигму. Почему складывается такая ситуация?
Причина очевидна – доказавшие вчера свою полезность алгоритмы и формат их тренировки не очень-то уместны в сегодняшних реалиях. СМАРТа уже недостаточно, а в некоторых случаях он оказывается даже вредным.
Подход, приводивший менеджеров к успеху вчера, не сможет быть эффективным в сегодняшних, а тем более – завтрашних условиях. Все полученные ранее знания, натренированные навыки становятся теперь ненадежными, а у информации существенно сокращаются «срок годности» и «показания к применению». Тренинг не пригоден для решения уникальной задачи, выходящей за границы привычного.
Все большее значение в бизнесе сегодня приобретают готовность к экспериментам, исследование новинок, открытость и поощрение любопытства, нелинейное планирование, гибкость и умение выходить за рамки.
По моим наблюдениям, российский рынок тренингов переживает некоторое парадоксальное состояние. И бизнес-тренеры, и их заказчики говорят, что «тренинг как формат умирает», но тренинги продолжают быть востребованными, «переупаковываясь» и «ребрендируясь» под новые условия.
Каковы, с моей точки зрения, причины и что с этим делать?
Во-первых: классный исполнитель ограничен в возможности творить. Большинство бизнес-тренеров хороши в проведении созданных «когда-то-кем-то» программ. Мало кто способен создавать и творить новое – как в части контента, так и в части формата. Сегодня для тренера важнее становится смелость отказаться от старого контента, творить или «списывать» с успешных менеджеров новые модели поведения и алгоритмы.
Во-вторых: универсальность вредна в решении узких, прикладных задач, требующих глубины. В отличие от западного рынка, в России большую часть профессионалов представляют универсальные специалисты – способные одинаково хорошо проводить как тренинги продаж, так и тренинги принятия управленческих решений в условиях неопределенности. Тренера часто выбирают не по способности принести добавленную ценность в решение конкретных задач, а по общим тренерским навыкам. Умения установить контакт, проработать сопротивление, интересно «растолковать», конечно же, важны. Но сейчас важнее становятся глубина в теме, способность изменить картину мира участников, подвинуть стереотипы, препятствующие эффективности.
В-третьих, бизнес-тренеры имеют мало опыта в реальном бизнесе. Да и классические программы обучения тренеров нуждаются в переосмыслении. Методы управления групповой динамикой, инсайтный разбор упражнений уже недостаточны. Тренер должен уметь думать, ставить и решать противоречивые задачи, не упрощая запросы клиента до уровня своей компетентности.
На мой взгляд, парадокс разрешится. Та турбулентность, в которой находится российский тренинговый рынок, завершится реальными изменениями.
Александр Улесов, бизнес-тренер, модератор стратегических сессий и бизнес-симуляций.