Подрядчики, возводящие объекты к Чемпионату мира по футболу 2018 года, работают по сочинской схеме: срывают графики строительства и пытаются выбить из бюджета больше денег
Пасмурным утром 6 апреля на стройплощадке «Летающей тарелки» — многострадального стадиона “Зенит-арена” в Санкт-Петербурге — появился кортеж из чёрных “мерседесов” с мигалками и джипов с охраной. Из них вышли мужчины в деловых костюмах, которые надели строительные каски и пошли осматривать стадион. Члены комиссии Международной федерации футбола (ФИФА) и Оргкомитета по подготовке в России Чемпионата мира — 2018 — директор департамента по проведению соревнований Колин Смит, руководитель подразделения по проведению чемпионатов мира Крис Унгер, гендиректор оргкомитета “Россия-2018” Алексей Сорокин, чиновники Минспорта и Смольного. Начав с Петербурга, комиссия навестила Волгоград, Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург и закончила инспекцию 10 апреля в Сочи. Официально говорилось, что чиновники ФИФА, и тем более наши, остались всем довольны: объекты, мол, строятся, а возникающие проблемы решаются.
Когда инспекция ФИФА уехала из гостеприимной России, глава Минспорта Виталий Мутко устроил “разбор полётов” уже для узкого круга людей, отвечающих за подготовку к ЧМ-2018. На встречу вызвали высокопоставленных представителей оргкомитета “Россия-2018”, Минтранса, МВД, Минфина, Минздрава, Счётной палаты, Минэкономразвития, фирм-подрядчиков, вице-губернаторов профильных регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Ростовской, Волгоградской области, Мордовии, Татарстана, Краснодарского края).
На заседании звучали уже совсем другие отчёты. По их итогам можно сказать, что подготовка к ЧМ-2018 повторяет скандалы вокруг олимпийского Сочи: строители срывают графики, бюджеты объектов постоянно растут, а подрядчики пытаются “срубить” больше денег из казны. Некоторые объекты не соответствуют нормам безопасности. Например, проект главного петербургского стадиона “Зенит-арена” до сих пор не согласован с МВД и другими силовиками и не утверждён.
Строители тянут-потянут
В Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской федерации чемпионата мира по футболу значится около 300 объектов, которые должны быть построены или реконструированы к ЧМ-2018.
На 15 апреля чёрный список объектов, где подрядчики сорвали все разумные сроки, выглядел так: тренировочная площадка на стадионе ЦСКА на 3-й Песчаной улице в Москве, аналогичная площадка на проспекте Металлистов в Санкт-Петербурге, гостиница на Октябрьской улице в Калининграде, отель на Театральной площади в Нижнем Новгороде, жилой комплекса “Тавла” в Саранске, гостиничный комплекс в границах улиц Горького и Ковалихинской в Нижнем Новгороде, вторая очередь реконструкции столичного аэропорта Шереметьево, горбольница № 25 в Волгограде, Республиканская клиническая больница № 4 в Саранске.
Тренировочная площадка ЦСКА на 3-й Песчаной улице в Москве на самом деле полноценный стадион на 30 тыс. мест с пристроенной гостиницей. Это будет стадион футбольного клуба ЦСКА, просто во время ЧМ-2018 его планируют использовать как тренировочную базу.
Строительство стадиона идёт неприлично долго: оно началось ещё в 2007 году, и первоначально его планировали закончить в 2009-м. Однако все сроки были сорваны — сначала из-за того, что проектировщики затянули с проектной документацией, потом из-за того, что между Минобороны, которое заказывало стадион, и футбольным клубом испортились отношения. Отношения несколько лет подряд выясняли в суде, из-за чего срок сдачи переносился сначала на 2010-й, потом на 2013 год.
Сейчас арена готова на 90%. Осталось закончить фасадные работы на трибунах и отделку мест общего пользования, смонтировать зрительские места и завершить работы по внутренним инженерным системам. Небольшие недоделки остались и в других корпусах.
В Питере похожая история. Помимо самих игр на главном стадионе «Зенит-арены», футболистам нужно ещё где-то тренироваться. Для этого выделили три стадиона, и один из них оказался в списке проблемных. Это стадион “Турбостроитель”, где, по плану, необходимо реконструировать тренировочную площадку. В 2013 году его выкупил “Газпром”, оградил забором и принялся ремонтировать, а до того площадка потихоньку приходила в запустение. Есть вопросы и по строительству моста с выходом на Крестовский остров в створе Яхтенной улицы.
Новая взлётно-посадочная полоса в Шереметьево также давно мелькает в списках долгостроев. Её строительство началось в 2011-м, должно было закончиться в 2015-м, но теперь открытие отложено до 2017 года. Одна из главных причин отставания — проблемы с инженерными коммуникациями. На месте будущей полосы обнаружилось сразу несколько неучтённых объектов, в том числе газопровод, водовод и электросети, перенос которых не был предусмотрен первоначальным бюджетом. Поиск дополнительных денег на перевозку труб (175 млн рублей) как раз и затянул работы.
В Шереметьево есть и другие проблемы — строители затягивают со второй очередью реконструкции аэропорта. В 2015 году гендиректор аэропорта говорил, что проблемы со второй очередью связаны с подрядчиком — компанией “Инжтрансстрой”, в которой тогда началась процедура наблюдения.
— В ближайшее время список “отстающих” может пополниться новыми объектами — там уже намечается отклонение от графика, — рассказал Лайфу источник в Минспорте.
По его словам, речь идёт о строительстве тренировочных площадок в Светлогорске Калининградской области, в Самаре, посёлке Рощино Ленинградской области, дорог на острове и гостиницы на улице Гвардейской в Калининграде, реконструкции аэропортов в Волгограде, в калининградском Храброво, в Нижнем Новгороде, реконструкции проспекта Молодежного в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, строительство перемычки между водоводом Ростов — Батайск и дюкером через Дон в Ростове-на-Дону. Есть отставание по строительству участка Невско-Василеостровской линии метро от станции “Приморская” до “Улицы Савушкина”.
Балтийский долгострой
Особое беспокойство у Минспорта вызывает ситуация со строительством стадионов в Калининграде и Санкт-Петербурге. По словам вице-губернатора Северной столицы Игоря Албина, главный городской объект ЧМ-2018 — «Зенит-арена» — в апреле был готов на 84%. Отставание от графика уже оценивается в два месяца. Стадион собираются сдать в сентябре 2016 года, но и этот срок очень шаткий. На заседании рабочей группы выяснилось, что проект стадиона до сих пор не согласован с профильными подразделениями МВД, ФСО,ФСБ и МЧС, к объекту не привязаны требования по общественной безопасности.
— Стадион будет принимать как рядовых болельщиков, так и высшее руководство страны, поэтому там должны быть обеспечены соответствующие меры безопасности. Речь идёт о соблюдении определённых требований к самим помещениям, системам безопасности, видеонаблюдения, досмотру и связи, к средствам идентификации людей, а также к комнатам для лиц, находящихся под охраной ФСО, — рассказал Лайфу источник в МВД.
Стадион “Зенит-арена”, который ещё называют “Крестовский”, можно по праву считать многострадальным проектом: его начали строить ещё в 2007 году на месте снесённого стадиона имени Кирова. Изначально стоимость стадиона оценивалась в 6 млрд рублей, но в 2012 году власти Петербурга уже оценили его в более чем 40 млрд. Окончательный бюджет был утверждён в размере 34,9 млрд рублей. В 2012 году на стройке работала Счётная палата, которая проверяла, как тратились казённые деньги, и обнаружила недостачу в 145 млн рублей. К началу 2016 года ситуация вокруг строительства стадиона дошла до того, что встал вопрос о переносе из Петербурга матчей чемпионата в столичные “Лужники”.
В начале года “Инжтрансстрой, который строит “Зенит-арену”, жаловался на нехватку денег для закупки подорожавшего импортного оборудования для стадиона, хотя ранее получило многомиллионные авансы. Компанию уже уличали в том, что она не выполнила на “Зенит-арене” работы на 3 млрд рублей.
28 января 2016-го комитет по строительству Санкт-Петербурга, выступающий заказчиком “Зенит-арены”, приостановил до 30 июня 2016 года исполнение некоторых контрактов с “Инжтрансстроем, заключённых на достройку стадиона, на сумму 12,5 млрд рублей. Контрольно-счётная палата города заметила, что Смольный финансирует долгострой по рискованным схемам, угрожающим городскому бюджету миллиардными потерями. “Инжтрансстрой продолжает строить стадион, но к сентябрю сдать его вряд ли успеет: недавно Смольный изменил схему авансовых платежей. По новому графику, большая часть работ — на 1,3 млрд рублей — перенесена на последний квартал 2016 года.
В “Инжтрансстрое пока ничего не могут сказать про степень готовности стадиона.
— Актуальную степень готовности мы скоро уточним и сообщим общественности, — рассказал Лайфу официальный представитель компании Никита Павлов.
Он говорит, что основные работы на стадионе планируется завершить в августе. Уже в сентябре на стадионе должен пройти тестовый матч, к которому будут готовы и главные технологические фишки — выкатное поле и раздвижная крыша. К этому же времени обещают подготовить и внутренние помещения в спортивной зоне сектора А — их смогут опробовать спортсмены.
— После этого на стадионе будут идти пусконаладочные работы. Все строительные работы на стадионе будут завершены в декабре 2016 года, в соответствии с госконтрактом. Генподрядчик строительства стадиона компания “Инжтрансстрой-СПб” ведёт работы в рамках этого графика, — добавил Никита Павлов.
Компания сейчас связана двумя действующими контрактами: первый должен был быть полностью выполнен в декабре 2015 года. В итоге из-за технологических нюансов он был выполнен на 98%. Оставшиеся 2% “Инжтрансстрой теперь и доделывает.
— Этот технологический перенос сроков никак не влияет на общий ход строительства и на выполнение второго контракта, по которому строительство стадиона завершится в декабре 2016 года, — добавил представитель подрядчика.
Трудный разговор был и по объектам в Калининградской области. Стадион на Острове в Калининграде начали возводить позднее, чем в других регионах, — в конце минувшего года. К концу апреля он был готов только на 18% — сейчас там монтируют крышу. Сам стадион планируется сдать в ноябре 2017 года.
По итогам совещаний в Минспорте, все министерства и региональные власти получили персональные поручения: ускорить получение заключений госэкспертизы по объектам, жёстко контролировать соблюдение графика работ, утвердить “дорожные карты”, определить бюджеты и источники финансирования.
— Например, Минфину рекомендовали выделить Мордовии в 2016—2017 годах бюджетный кредит в 800 млн на строительство в аэропорту Саранска нового пассажирского терминала. Властям Петербурга поручили еженедельно отчитываться о ходе строительства “Зенит-арены”, а также согласовать проект с МВД, ФСБ, ФСО и МЧС. Аналогичные поручения получили власти Калининградской области по своим объектам, — рассказал источник Лайфа в Минспорте.
Через две недели после совещания в Минспорте Виталий Мутко вновь забил тревогу: появились проблемы с оформлением участка под стадион в Калининграде, а в Самаре остановилось строительство стадиона “Самара-арена”. Министр пообещал слетать туда и решить эти вопросы уже после майских праздников.
Скандал в Самаре разгорелся после того, как подрядчик — ПСО “Казань” — запросил больше денег из бюджета. Изначально стоимость стадиона оценивалась в 14 млрд рублей. Эксперты заново оценили проект и решили, что никаких поводов для пересмотра расценок нет. Жадного подрядчика решили сменить. Сейчас власти Самары ищут нового. Само строительство продолжается: на стадионе работают субподрядчики. ПСО “Казань” успело заложить фундамент и начало строить трибуны, на три месяца раньше началась кладка внутренних помещений стадиона.
Власти Самарской области уже дали оргкомитету “Россия-2018” гарантии того, что стадион будет сдан вовремя – в 2017 году. Сейчас его готовность составляет 40%. Бюджет стадиона оценивается в 17 млрд рублей.
Эта история привлекла внимание зампреда Комиссии Госдумы по безопасности Александра Хинштейна. Парламентарий написал обращение в Генпрокуратуру, где указал на вопиющие, по его мнению, факты коррупции со стороны чиновников Самарской области.
— Проект стадиона оказался больше на треть, чем аналогичные спортивные сооружения. В нём предусмотрено 40% помещений для коммерческого использования, что и привело к удорожанию. В моём понимании, это обман федерального центра, обман правительства, — говорит Хинштейн.
Отставание по срокам и корректировки бюджета — это не только проблема ЧМ-2018. Так было со всеми большими проектами, например, в Сочи. В 2012 году президент Владимир Путин дал нагоняй подрядчикам, которые срывали сроки, и пригрозил им санкциями.
Лайф запросил комментарии у властей всех регионов, где строятся объекты к ЧМ-2018, однако отвечать предпочитали только самые благополучные.
— Министерством спорта Нижегородской области отставания от сроков по мероприятиям не выявлено. Все возникающие вопросы решаются в оперативном порядке. Мероприятия будут выполнены в утверждённые планом-графиком сроки, — рассказали Лайфу в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области.
— Программа подготовки к проведению Чемпионата мира — 2018 в Ростовской области проводится строго и в соответствии с дорожной картой. Никаких отставаний нет. Кроме того, основные объекты к ЧМ-2018 строятся с опережением графика на несколько месяцев, — сообщила Лайфу официальный представитель губернатора Ростовской области Ирина Четвертакова.
— На территории области находится только одна тренировочная площадка, но отставания от графика нет. Более того, мы идём с опережением графика, — рассказали Лайфу в пресс-службе правительства Ленинградской области.
Больше денег? Отдыхайте
Вокруг бюджета ЧМ-2018 идёт постоянная борьба: подрядчики просят всё больше и больше, ссылаясь на подорожавшие импортное оборудование и материалы, а заказчики и местные власти пытаются умерить их аппетиты.
Только с 2015 года бюджет ЧМ-2018 подрезали уже на 14 млрд — вышло уже три постановления правительства “О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу”. Изначально на ЧМ закладывалось почти 664 млрд рублей, в июле 2015 года он “усох” до 631,3 млрд, в феврале 2016-го был уточнён до 620,8 млрд, а с апреля составляет уже 617,1 млрд. Больше половины этих денег даст федеральный бюджет, около 200 млрд — частные инвесторы, а 91 млрд — региональные власти.
В 2015 году Минспорт просил дополнительно 12,5 млрд рублей, но правительство дало шести регионам только 650 млн рублей.
— В марте 2015 года Мутко отчитывался перед президентом о подготовке к ЧМ и завёл речь о деньгах. На вопрос об увеличении бюджета он получил отказ, — рассказал Лайфу источник в Минспорте.
Что касается потенциальной финансовой отдачи, то в сентябре 2015 года Мутко говорил, что бюджет на проведение чемпионата-2018 в России оценивается примерно в 1 млрд евро. Почти 90% этой суммы — деньги ФИФА, которые планируется заработать на рекламе и доходах от болельщиков. Примерно столько же было потрачено на Олимпиаду в Сочи.
Их вспомнят по делам
ЧМ-2018 ещё не начался, а подготовка к нему уже обрастает уголовными делами. “Рекордсменом” по ущербу стал директор Строительного управления № 1 Сергей Солодовников, чья компания за бюджетные деньги реконструировала к ЧМ-2018 летную зону аэропорта Домодедово. Солодовникова обвиняют в хищении 3,5 млрд рублей по проекту в Домодедово и реконструкции второй полосы аэропорта Кольцово в Екатеринбурге.
Фигурантами уголовного дела стали чиновники свердловского Минимущества: министр Алексей Пьянков и двое замов, Артём Богачёв и Константин Никаноров. Их задержали 26 апреля. Следствие подозревает их в том, что при подготовке к ЧМ они растратили 55 млн рублей, получили взятку в 31,5 млн рублей и покупали земельные участки по завышенной цене.
В Волгограде возбудили уголовное дело против директора фирмы, связанной с проектированием и реконструкцией старого стадиона. Он подозревается в уклонении от уплаты налогов на 4 млн рублей. Представитель местного СК Наталья Куницкая заявляла, что если факт злоупотребления будет доказан, то это станет “первым экономическим преступлением в России в сфере подготовки к ЧМ-2018”.
Чемпионат мира — 2018 пройдёт с 14 июня по 15 июля 2018 года на 12 стадионах в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Волгограде и Самаре.