Госдума обязывает юрлиц предоставлять данные о бенефициарах! Требование раскрывать информацию о бенефициарных владельцах бизнеса вполне обоснованны – мировая экономика во второй половине XX века столкнулась с последствиями наплевательского отношения к информации о конечных владельцах компаний. Во-первых, стала бурно развиваться практика отмывания нелегальных доходов, во-вторых, параллельно в мировую практику ворвались оффшорные зоны со всем их арсеналом.
Ситуация, когда отследить конечных бенефициаров невозможно (хотя бы потому, что такой информации никто и не запрашивал) привела, в частности, к скандалу мирового масштаба с имеющей французские корни сетью Elf. Некоторые государства до сих пор продолжают действовать так, как будто Организация экономического содействия и развития (ОЭСР) не существует и не регулирует данную сферу. На Британских Виргинских островах (классическая оффшорная зона) до сих пор можно найти акции на предъявителя (правда, что называется, в режиме подполья), другие государства либо не ведут реестров юрлиц в принципе, либо держат эту информацию в секрете, а услуги номинальных директоров и даже акционеров спокойно покупаются у специализированных секретарских компаний.

Возвращаясь к российской действительности, стоит сказать, что для нашего государства цель введения правила об обязательном раскрытии информации о конечных бенефициарах объясняется, в первую очередь, стремлением к максимальному перекрытию путей тем, кто отмывает (или иначе легализует) доходы, полученные преступным путем, а во-вторых, конечно, налоговыми целями в контексте начатой деоффшоризации.
Требование раскрыть подобную информацию не ново для российского бизнеса – Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит двухстороннее требование – «клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах», а таким организациям вменяется в обязанность «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев» своих клиентов.
Если же российские компании сами отказываются предоставлять информацию, или мы имеем дело с международной группой компаний, с холдингом, то до 2015 года ФНС проявляла себя не столь активно. С принятием же поправок в Налоговый кодекс (уже упомянутый ранее процесс «деоффшоризации») налоговая служба наладила максимально оперативное и глубокое взаимодействие со своими зарубежными коллегами, бенефициаров теперь вычисляют без проблем. Стоит также отметить, что в рамках ОЭСР к 2019 году будет создана всемирная система обмена данными в налоговых целях, к ней присоединятся, в том числе, и все страны-создательницы оффшоров, поэтому хранить информацию о своих бенефициарах в секрете скоро станет просто невозможно.
Управляющий партнер ООО “Ланс Альянс” Салимхан Ахмедов