Как пополняются территориальные фонды поддержки «Единой России»?
Старт избирательной кампании, который со дня на день будет объявлен специальным президентским указом, – неплохой повод узнать, какие деньги позволяют политическим партиям вести агитацию и прочую предвыборную деятельность. И хотя значительную долю партийной кассы крупнейших участников избирательного процесса согласно закону о политических партиях составляет госфинансирование, свой вклад в финансовое благополучие вносят привлеченные средства. В полной мере это относится к правящей «Единой России», чье финансирование, согласно отчетам, сдаваемым в ЦИК РФ, до последнего времени по большей части шло через специальные региональные фонды поддержки партии. Сейчас законодательство позволяет получать спонсорские деньги от крупных компаний напрямую, тем не менее фонд поддержки по-прежнему есть в каждом регионе, в некоторых – даже не один, и Znak.com изучил источники их пополнения.
Кто во главе?
Система СПАРК содержит информацию о 154 действующих юрлицах, в чьи названия еще до недавнего времени входило словосочетание «Фонд поддержки политической партии «Единая Россия». Кроме того, несколько десятков организаций уже официально прекратили свою деятельность. Большинство фондов было создано в 2002-2003 годах, но из-за изменений в федеральном законодательстве (названия действующих партий использовать в наименовании фондов больше нельзя) их работа либо приостанавливается, либо продолжается под другой вывеской – «Фонд регионального сотрудничества и развития». Совладельцы и руководители фондов, впрочем, при этом не меняются.
Схема управления каждым региональным фондом примерно одинакова. Есть несколько людей, каждый из которых является совладельцем десятков фондов поддержки ЕР в разных уголках страны. Это сенатор Франц Клинцевич, его коллега по палате Виктор Абрамов, а также Юлия Крижанская, некогда работавшая зампредом центрального исполкома ЕР, экс-депутат Госдумы Владимир Катренко, экс-депутат Госдумы Петр Рубежанский. Компанию им составляют бизнесмен Юрий Бернадский и экс-сотрудник ЦИК ЕР Владимир Кулаков.
Среди учредителей встречаются и другие известные люди: например, совладельцем фонда поддержки ЕР на Чукотке является Сергей Капков, ранее возглавлявший департамент культуры Москвы, а до этого бывший депутатом Госдумы от автономного округа. Как правило, в каждом региональном фонде от трех до пяти совладельцев. Действующие чиновники попадаются относительно редко – куда больше представителей крупного бизнеса. Они же в основном занимают посты директоров этих организаций.
Директором головного фонда поддержки «Единой России», расположенного в Банном переулке, по адресу центрального исполкома ЕР, является Наталья Орлова. Она же несколько лет назад числилась среди соучредителей Института социально-экономических и политических исследований – до того, как тот был преобразован в новое юрлицо с сохранением старого названия, а его главой стал экс-сотрудник администрации президента Дмитрий Бадовский. Также среди соучредителей головного фонда — нынешний подмосковный губернатор Андрей Воробьев, в прошлом руководитель ЦИК ЕР, Виктор Абрамов, сенаторы Юрий Волков и Игорь Васильев, нынешний соучредитель Партии пенсионеров за справедливость Михаил Подгорный и ряд других экс-сотрудников исполкома ЕР.
Политтехнолог Вячеслав Смирнов, который в начале нулевых руководил предвыборным штабом ЕР, был свидетелем того, как формировались эти фонды. «Крижанская тогда была руководителем исполкома, поэтому брали нескольких людей и на них регистрировали фонды. Уставы были типовые, никому в голову не пришло что-либо менять», – вспоминает Смирнов. Сегодня Крижанская, кстати, выступает и соучредителем небезызвестного движения «Родительское сопротивление», которое постоянно критикует западную ювенальную юстицию и призывает оградить российскую семью от тотального упадка «их нравов».
Продвижение на недвижимости
Строительный бизнес и сдача внаем собственного недвижимого имущества (как правило, это — крупные торговые центры) – один из самых популярных видов деятельности у совладельцев фондов поддержки «Единой России». Если верить открытым данным, особенные симпатии к партии испытывают крупные застройщики, хозяева торговых пассажей, а также пансионатов и баз отдыха.
Например, в топ-менеджмент Фонда региональной поддержки ЕР в Вологодской области входят сразу два серьезных бизнесмена. Евгений Перов является совладельцем ООО «Северо-Западная строительная компания» (название говорит за себя), а также ООО «Небоскреб Северо-Запад» (торговля стройматериалами), ООО «Северо-Запад лизинг» (финансовый лизинг), ООО «Центральная управляющая компания» (посредничество в управлении имуществом), ООО «Небоскреб Вологда» (оптовая торговля). Коллега Перова по фонду Андрей Сивков — владелец ДНП «Новые горицы» (землепользование), а также ООО «ГУПСМ 4» (уборка территории). Также у Сивкова есть бизнес по торговле продуктами и консалтинговое агентство «ООО Имиджконсалтинг».
В Якутии соучредитель фонда поддержки ЕР Виктор Федоров владеет ООО «Северцентрстрой» (строительство), инженерными фирмами ООО «Столичный энергоресурс» и ООО «Электросила», а также компаниями, сдающими внаем собственное имущество, — ООО «Торговый квартал» и ООО «Белый лотос». Чувашский фонд появился на свет при участии Владимира Свешникова, совладельца пансионата «Сурские зори». Он же имеет бизнес по капиталовложениям в ценные бумаги. В Санкт-Петербурге Александр Шиманов, согласно данным СПАРК, владеет ОАО «Автострада Северо-Запад», ООО «ГУК» (управление недвижимостью) и АО «Энергоцентр Светлинский».
В Белгороде совладельцем фонда является Вадим Клет, на которого также зарегистрированы строительные фирмы ООО «Белгородстроймонтаж», «ООО Новостройзаказчик», «ООО ИК Улитка», мебельная компания ООО «Мебель Белогорья», а также рекламные агентства ООО «Артком» и ООО «Виват». В Рязани среди совладельцев фонда поддержки ЕР есть бизнесмен Александр Шевырев, которому принадлежат строительные компании ООО «Есенинская слобода» и ООО «Интерстрой», а также компания «Радвест», занимающаяся деятельностью спортивных объектов. В Калининградской области деятельность фонда держится на крупном бизнесмене Геннадии Баданине, который является совладельцем ряда компаний, действующих в строительной сфере, — ООО «Балтбелстрой» (строительство), ООО «Роговое» (разработка карьеров), ООО «Моховое» (разработка карьеров) и еще целого ряда компаний.
Дело вкуса
Среди совладельцев региональных фондов поддержки партии власти немало рестораторов и тех, кому доходы приносят пищевая индустрия и производство продуктов питания, в том числе алкоголя. К ним относится совладелец ростовского фонда поддержки партии Степан Шоршоров, на которого зарегистрировано ООО «Виктория», занимающееся выращиванием зерновых. В Чувашии среди совладельцев фонда — бизнесмен Олег Мешков, который также имеет доли в компаниях ООО «Шумерлинский хлебозавод №4» (производство хлебобулочных изделий), ООО «Океан» (торговля рыбой), ООО «Макаронно-кондитерская фабрика «Вавилон», ООО «Сервис и питание» (ресторанная деятельность).
На Камчатке один из совладельцев фонда поддержки ЕР ожидаемо имеет бизнес, связанный с ловлей и продажей рыбы. Евгений Новоселов, согласно данным базы СПАРК, является совладельцем гостиницы «ООО Русь», а также рыболовных компаний ОПО «Поллак», ПАО «Океанрыбфлот», ОАО «Орлан» и рыбоперерабатывающей компании ОАО «Феникс». На Чукотке, кроме Сергея Капкова, совладельцем фонда является Ольга Громова, также имеющая бизнес в ЗАО «Биострим» по разведению диких животных и охоте на них.
Соучредитель фонда в Новосибирской области Александр Замиралов также выступает совладельцем агрофирмы «Сибзерносоюз». В Воронежской области фонд поддержки партии власти учрежден при участии хозяина местных ресторанов «Торрогриль» Алексея Пинигина. В Томской области Владимир Резников имеет доли в компаниях ОАО «Сибирь» (производство алкоголя), ООО «Юнона» (производство минеральной воды), а также участвует в нескольких компаниях, занятых оптовой и розничной торговлей.
От рекламы до драгметаллов
В ряде регионов фонды поддержки ЕР учреждены при участии бизнесменов, связанных с банковской деятельностью и работой на фондовых рынках, есть также владельцы ломбардов и микрофинансовых организаций. В нескольких регионах соучредителями фондов поддержки ЕР выступают владельцы частных охранных предприятий.
В Новосибирской области Юрий Глазычев имеет доли в ООО «БКС — инвестиционный банк», в кредитном потребительском кооперативе «Сибирь Финанс Сервис», а также в частном охранном предприятии «Торри». В Брянской области Виктору Гринкевичу принадлежит ЧОП «Тайфун», а сам бизнесмен входит в руководство областной федерации бокса.
Уже упоминавшийся в связи со строительной сферой калининградский бизнесмен Геннадий Баданин также имеет доли в ряде кредитных организаций — ООО «Финэкспресс», ООО «ПВ Ломбард», ООО «БГА Финанс микрокредиты» и ООО «Балтинвест». В Санкт-Петербурге соучредителем фонда поддержки «Единой России» выступает бизнесмен Михаил Шмелев, которому принадлежит ряд компаний, в названиях которых повторяется слово «Торнадо». Большинство из них занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью, но «Группа компаний «Торнадо» в целом, согласно данным СПАРК, занимается именно обеспечением порядка и безопасности.
Из других маржинальных сфер, которые подпитывают региональные фонды поддержки ЕР, можно выделить медицину. Характерный пример – Геннадий Глушков, бизнесмен из Татарстана. Он владеет целой сетью медицинских компаний: медицинский центр «Харакят», страховое медицинское общество «Спасение», ООО «Панацея фарм» (торговля лекарствами). Соучредитель мордовского фонда Владимир Грибанов имеет долю в бизнесе по торговле очками.
Впрочем, у него же есть доли в компании ООО «Петролинк» (торговля топливом) и ООО «Креатор» (реклама). Те же сферы интересов у Александра Клиновского из Твери (в его собственности находится компания «Тверьнефтепродукт») и Баир Доржиев, соучредитель фонда в Бурятии, у которого доли в нескольких рекламных агентствах — ООО «РА Барис», ООО «Барис Аутдор», ООО «Барис Сайн». У Грибанова также есть «КС Банк», у Клиновского – компания по добыче драгметаллов в Магаданской области, а у Доржиева – доля в животноводческой компании «Ярикто».
Сходящие со сцены
Основная доходная статья фондов – «целевые взносы». Например, в 2014 году в брянский фонд поступило чуть более 13 млн рублей, а израсходовано было 15 (что-то осталось с прошлого года), та же картина в Пермском крае – взносов было на 9 млн рублей, расходов – на 11 миллионов. Алтайский фонд получил 19 миллионов, израсходовано было 22 миллиона: в регионе проходили выборы в местный парламент. В Волгоградской области, где в 2014 году тоже были региональные выборы, взносов получили на 62 млн рублей, а израсходовали 60 миллионов. Приморский краевой фонд в 2014 году получил 162 млн рублей, а потратил — с остатками с предыдущего года — 167 млн рублей. Есть и фонды с нулевым балансом: например, в Москве, Туле, Екатеринбурге, Нальчике.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что роль региональных фондов поддержки партии будет постепенно снижаться. «В решении федеральных задач они роли не играют, и уже два года очевиден курс на централизацию», – отмечает Калачев.
В целом значение региональных фондов поддержки ЕР в деле финансирования партии снижается, согласен политолог и известный практик проведения избирательных кампаний Аббас Галлямов. «Все большее количество денег региональным отделениям поступает из бюджета – в рамках нового законодательства о господдержке политических партий. Участие в выборах обеспечивается в основном именно за счёт этих средств. Деньги же из региональных фондов используются больше для финансирования локальных партийных проектов, не связанных с выборами», – указывает он.
Екатерина Винокурова
Источник: “Znak.ru”