Мнение правозащитника Вячеслава Ярина о возможном реформировании статьи “Хулиганство”

Нашумевшая история с “золотой молодежью”, которая на элитном внедорожнике Gelandewagen устроила гонки с сотрудниками ДПС, попутно показывая погоню в прямом эфире в Интернете, вновь вызвала споры о несовершенстве российского законодательства. Скандалом обернулось не только вызывающее поведение гонщиков, но и невозможность привлечь их к суровой ответственности. Общественность возмущена действиями прокуратуры, трижды отменявшей возбуждение уголовного дела. Генеральный прокурор Юрий Чайка, выступая перед парламентом, кивал на несовершенство уголовного законодательства и призывал депутатов подумать об изменении нормы статьи о “хулиганстве”. Нынешней редакции хулиганства исполнилось всего пять лет, но вновь встает вопрос о ее реформировании. Но так ли необходимо менять закон под сиюминутные запросы общественности?

Вячеслав Ярин
Вячеслав Ярин

Отвечая на вопрос от депутатов Государственной Думы, Генеральный прокурор РФ был абсолютно прав. История с несколькими отказами прокуратуры возбуждать уголовные дела по статье 213 УК РФ “Хулиганство” в отношении “золотой молодежи”, которая убегала от полиции, сильно мистифицирована. Совершенно справедливо было отмечено, что прокурор действует как раз в полном соответствии с положениями действующего законодательства. Ведь, вопреки расхожему мнению, хулиганство – это не просто “грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу”. Как раз самые важные уточнения начинаются после слова “совершенное” в части первой статьи 213 Уголовного кодекса. Это ведь не квалифицированные составы, это все еще основной состав преступления. В случае с хулиганством необходимо либо применение оружия (либо же предметов, которые используются в качестве оружия), либо особый мотив – политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, либо те же чувства по отношению к какой-либо социальной группе.

Оружие в данном случае совершенно не в тему – суду не докажешь, что в данном случае автомобиль (пусть и такой мощный как Gelandewagen) использовался в качестве оружия. Ненависть или вражду к кому-либо опять же с легкостью оспорит сторона защиты. К кому здесь может быть ненависть? Ко всем москвичам? К представителям власти? Так это отдельное преступление, которое, насколько я понимаю, теперь и инкриминируется группе. Статья 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). И, конечно, статья 318 УК РФ – насилие в отношении представителя власти. На видеоролике прекрасно видно, как молодые люди обзывают полицейских, угрожают им и ведут себя, как минимум, вызывающе. Таким образом, можно заключить, что в данной ситуации поспешил с выводами и ошибся именно следственный комитет, а не прокуратура. Тут ведь нужно понимать, что в суд отстаивать эту позицию идти именно прокурорским работникам, а тут им пытаются “подсунуть” заведомо слабую позицию. С эмоциональной точки зрения все понятно, а вот трезво взглянуть на ситуацию как раз и нужно было. И прокурор сделал все верно.

Общественник-правозащитник Вячеслав Ярин 

Ранее

Президент Приднестровья потерял доверие избирателей

Далее

Дикий Запад новосибирского «Востока» - за гранью закона

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru