Если смертная казнь будет восстановлена, ЕС обещает остановить переговоры об интеграции
Если парламент Турции одобрит восстановление смертной казни, то президент страны Реджеп Тайип Эрдоган готов подписать такое решение. Об этом он заявил, выступая вечером 7 июля на многомиллионном митинге в Стамбуле. Если соответствующее решение действительно будет принято, это приведет к серьезному обострению отношений между Анкарой и Евросоюзом, добившимся отмены в Турции смертной казни в 2002 году.
В воскресенье вечером президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил в Стамбуле с программной речью перед участниками «Марша в защиту демократии и памяти мучеников (погибших в ходе попытки госпереворота.— “Ъ”)». Как сообщает турецкое государственное информагентство Anadolu, участие в акции приняли около 5 млн человек.
«Сегодня здесь находятся председатели политических партий. Каждый знает, что власть в этой стране, безусловно, принадлежит народу, а граждане требуют казни,— заявил участниками митинга президент Эрдоган.— Инстанция, которая рассматривает подобное требование,— это Великое национальное собрание (парламент.— “Ъ”) Турции. Если парламент примет такое решение, то дальнейшие процедуры известны. Если дело дойдет до утверждения, то открыто заявляю: я подпишу такой закон». При этом он заверил, что в «большинстве стран мира» смертная казнь как высшая мера наказания сохраняется. В своей речи он призвал турецкий народ к единству и раскритиковал Запад за недостаточную поддержку турецких властей в ходе попытки госпереворота, происшедшей тремя неделями ранее.
Если решение об изменении высшей меры наказания будет принято, это может серьезно осложнить диалог между Анкарой и странами Запада, а первыми жертвами изменений в законодательство могут стать обвиняемые в организации попытки госпереворота. Смертная казнь в Турции была отменена после начала переговоров о присоединении республики к Евросоюзу: изменения в конституцию были внесены в 2004 году. О том, что, если смертная казнь будет восстановлена, ЕС остановит переговоры об интеграции, уже заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.