Тайны сбитого в Донбассе «Боинга» и другие секреты биржи по торговле компроматом
В 2015 году в сети возник проект Joker.buzz, устраивающий интернет-аукционы по продаже добытой хакерами информации. Тесно сотрудничая с группой «Анонимный интернационал», площадка достаточно быстро стала ключевым игроком нелегального «рынка компромата» на постсоветском пространстве. «Лента.ру» пообщалась с «координатором» биржи и выяснила, как работает ресурс, охотятся ли за организаторами спецслужбы и как «Джокеру» удается избегать преследования.
«Лента.ру»: Первый публичный лот на «бирже информации» датирован февралем 2015 года, но сама площадка запущена в апреле 2014-го, став преемником закрытой Libertas. Почему вы неожиданно перезапустили проект?
«Координатор» Joker.buzz: Старый ресурс начал свою работу в сентябре 2014 года и был очень скромным по своим характеристикам. На тот момент проверялась работоспособность концепции практически публичной торговли информацией и общая востребованность такого подхода. Libertas была бета-версией, этот сайт продолжал функционировать до апреля 2015-го. Когда стало очевидно, что идея рабочая, было принято решение о создании более звучного бренда. Тогда и появилось название Joker. Одновременно с ребрендингом площадка полностью поменяла дизайн и функционал, изменился алгоритм работы биржи.
Вы выбрали название в честь персонажа из комиксов DC?
Ну, джокер — это своего рода неучтенный фактор в игре. Он может принести победу тому игроку, у которого в итоге окажется. А как это понимать и трактовать — мы оставим на усмотрение читателей.
Вы утверждаете, что для вас важна публикация информации в открытом доступе. Значит ли это, что, если представители СМИ открыто захотят купить важные данные, их предложение будет в приоритете?
Конечно, мы всегда готовы к диалогу со всеми, тем более со СМИ. В теории именно журналисты и должны быть в первых рядах наших покупателей. К сожалению, сейчас получается, что желающие приобрести определенный лот не имеют такой возможности. Но мы всегда готовы договориться с продавцом о дополнительной скидке для покупателей и лично организовать другие приятные бонусы.
А какую информацию вы предпочтете выкупить самостоятельно и выложить в открытый доступ?
Нам было бы интересно выкупить массив Lifenews (переписка ряда сотрудников Life, включая письма Арама Габрелянова — прим. «Ленты.ру»). Там наверняка есть немало интересного. Впрочем, на данный момент анонимный участник уже приобрел его и передал «Анонимному интернационалу» для публикации.
Расскажите о самом дорогом лоте в истории биржи. Это массив по сбитому над Донбассом в 2014 году Boeing MH-17. В его описании есть вставка от администрации площадки, где сказано, что вы не пиаритесь на крови, а выставили его из-за высокой общественной значимости. Но цена в 10 миллионов долларов означает, что до общественности эта информация, скорее всего, никогда не дойдет. Как максимум ее выкупят те, кто считает важным эти данные скрыть.
Возможно, не дойдет, а возможно, и дойдет, если найдется покупатель. Сказать наверняка нельзя, зато можно совершенно точно констатировать, что мы дали хоть и небольшой, но шанс этому массиву увидеть свет. Это все, что мы могли от себя сделать.
Вы полагаете, что в теории может найтись покупатель, готовый выложить 10 миллионов долларов, чтобы предать огласке некие данные, скажем так, странного происхождения?
Мы не знакомились с информацией, зато с ней ознакомится покупатель. Пока массив будет изучаться, все деньги останутся у биржи, а не у продавца. И пока покупатель не подтвердит, что в массиве присутствует все из описанного в лоте, деньги продавцу не переведут. Соответственно, у покупателя нет никаких рисков. Другое дело, что на данный момент информацию не выкупили и желающих тоже нет.
Хотели бы сами выкупить этот массив?
Хм, вполне возможно.
По данным ряда СМИ, информацию по MH-17 продает федеральный информационный центр «Аналитика и безопасность», один из основателей которого — бывший охранник Березовского Сергей Соколов. Он подтвердил, что массив реализует его детективное агентство. В его биографии есть любопытный момент, связанный с этим же самолетом. Не так давно он передал «Комсомольской правде» некую запись разговоров «агентов ЦРУ» о заложенной на борту этого рейса бомбе. Позже выяснилось, что это фальшивка. Вас не смущает личность продавца?
Мы ее вообще не оцениваем. Биржа информации — исключительно техническая площадка, позволяющая покупателю и продавцу найти друг друга. Наш ресурс выступает лишь гарантом добросовестной сделки двух сторон.
А какой у вас объем торговли?
На сегодня оборот биржи составляет примерно 4000 биткоинов (2 миллиона 350 тысяч долларов — прим. «Ленты.ру»). Наша комиссия обозначена на сайте — 20 процентов суммы сделки, то есть за все время мы заработали около 800 биткоинов (469 тысяч долларов — прим. «Ленты.ру»).
На вашей площадке в TOR есть раздел с «приватными аукционами». Простому пользователю увидеть содержимое нельзя даже после регистрации. Какие данные становятся приватными и каково их соотношение с публичными аукционами?
Вначале информация поступает на торги в узком приватном порядке. То есть уведомляются о ней только наши постоянные клиенты. Часть из них — посредники, которые в свою очередь сами начинают искать покупателей под конкретный лот. Порядка 60-70 процентов аукционов реализуются именно на этом этапе.
Далее, если заинтересованных лиц не нашлось, о продаже уведомляют более широкий круг потенциальных покупателей. Примерно 20 процентов реализуются на втором этапе. И только после этого лот начинает торговаться в публичном формате. Иными словами, только один из пяти лотов в конечном счете «увидит свет». Мы очень строго соблюдаем интересы клиентов, поэтому посторонние не могут получить доступ к закрытому разделу.
Кто же тогда имеет доступ к приватным аукционам?
На первом этапе — только постоянные клиенты. Доступ платный, но некоторые лица, ранее приобретавшие информацию на нашей площадке, могут получить доступ в качестве бонуса. Это дает им возможность подольше знакомиться с данными, реализующимися в узком кругу.
Есть ли у вас какая-то принципиальная позиция или это просто бизнес? Что вы никогда не будете продавать?
Конечно, у нас есть свои табу, и мы стараемся не нарушать международное законодательство. На нашем ресурсе вы никогда не увидите массивы, например, с детской порнографией или прочими табуированными вещами. Табуированных тем множество, но мы каждый раз принимаем совместное решение, брать или не брать какой-либо лот в работу. На бирже никогда не будут продаваться, например, чертежи секретных военных разработок. Мы принципиально не торгуем государственными тайнами. Это тоже табу — проблем от подобных лотов гораздо больше, чем дивидендов.
Как построено ваше сотрудничество с «Анонимным интернационалом»? Вы входите в него как подразделение или они просто дают вам право размещать свои находки?
Биржа и «Анонимный интернационал» — разные и независимые друг от друга структуры. Они занимаются своим делом, мы — своим. Но у нас весьма плодотворное сотрудничество, длящееся уже более полутора лет. Мы полезны друг другу, им надо реализовывать часть полученной информации для финансирования своей деятельности, которая нам, несомненно, импонирует. Мы же как площадка им в этом помогаем.
Десятки лотов, отсутствие нареканий от покупателей — все это делает «Шалтай-Болтай» нашим постоянным партнером, и мы надеемся, что наше сотрудничество сохранится и в будущем.
Не боитесь, что спецслужбы могут использовать вас для слива компромата или фальсифицированных данных? Или вашим авторитетом захотят воспользоваться компании для корпоративных войн?
У нас довольно простая и эффективная система, позволяющая всем сторонам избежать неприятностей. Продавец загружает к нам материал в зашифрованном виде и самостоятельно составляет описание лота. Мы практически без модерации выставляем данные на продажу. Далее, когда появляется покупатель, он в автоматизированном режиме при помощи сайта переводит средства на биткоин-кошелек биржи. Мы контролируем поступление средств и, если все успешно, одобряем скачивание массива покупателем.
Через зашифрованный канал он получает от продавца пароль к массиву. Пароль передается в обход биржи, так что наши представители не знакомятся с данными. После этого у клиента есть 48 часов на изучение информации. Если все соответствует описанию, покупатель нажимает на специальную кнопку в своем личном кабинете. Мы уточняем у него, все ли хорошо, и передаем продавцу средства за вычетом комиссии.
Если же что-то не так, клиент направляет претензию, и мы изучаем массив на предмет соответствия описанию. Когда данные действительно не те, разворачиваем сделку и возвращаем все средства покупателю. Продавец остается ни с чем. При такой схеме сценарий со спецслужбами и компаниями провернуть достаточно сложно. Покупатели, как правило, люди подкованные и смогут при помощи технических специалистов определить, сфальсифицированы ли материалы или нет. А насчет спецслужб и «слива компромата» — мы только за! Нам совершенно без разницы, кто продавец той или иной информации.
Плюс не забывайте о том, что в каждом лоте присутствуют демоверсии материалов. Мы сами стараемся оценивать их на предмет фальсификации, и, если видим что-то подозрительное, просим предоставить дополнительные доказательства. Очень многое зависит и от репутации продавца. Если некто неоднократно продавал массивы через нашу площадку, он дорожит своей репутацией. Это знают все: мы, СМИ, клиенты. Это также служит определенным ограничителем.
Первые лоты администрация площадки оценивала по следующим критериям: уникальность, социальная ценность, степень дискредитации упомянутых лиц, территориальная ценность. Почему вы в итоге отказались от этой практики?
В самом начале мы действительно планировали самостоятельно оценивать массив и выставлять лоты только после нашей проверки. Но впоследствии было принято решение исключить биржу из числа лиц, имеющих доступ к массивам. Во-первых, намного безопаснее, когда с массивом не знакомятся третьи лица. Это удобно и продавцам, и покупателям, поскольку полностью исключает утечку с нашей стороны.
Во-вторых, это снимает с нас ответственность, ведь все претензии по материалам переадресовываются продавцу. Мы выступаем третейским судьей в случае спора. В-третьих, отпадает желание спецслужб получить доступ к нам или нашей площадке, чтобы знакомиться с массивами. Они все равно не смогут их изучить, и это нас успокаивает. Вопрос безопасности.
Возможно ли, что «жертвы взлома» сами выкупают свои данные?
Вся работа нашей биржи строится на анонимности. Мы понятия не имеем, кто выкупает те или иные лоты, мы всего лишь площадка. И даже если массив выкупается самим фигурантом, значит, ему это необходимо. Без нашей площадки у него не было бы такой возможности. Так что и в этом случае мы помогаем человеку.
Вы говорите о том, что важно предавать огласке некоторые общественно значимые вещи. Но вот, допустим, друзья Габрелянова захотели выкупить массив Lifenews, чтобы никто не смог его увидеть. Что важнее — польза обществу или прибыль?
Мы стараемся найти золотую середину. Соблюдать свои принципы и не терять прибыль. Конечно, удается это не всегда, но мы стараемся. Массив Lifenews в итоге был приобретен неизвестным покупателем, который обратился к группе «Анонимный интернационал» с просьбой опубликовать его на их ресурсах.
С вами пытаются бороться спецслужбы или частные лица?
Мы думаем, что да. Наверное, нас пытались вычислить или напасть на след. Но еще раз повторимся, что мы просто площадка. Мы не знакомимся с информацией, не занимаемся взломами, о продавцах и их клиентах не знаем ничего, кроме никнеймов. Это многие понимают. Плюс по большинству вопросов мы всегда готовы пойти на диалог с абсолютно любыми собеседниками. Поэтому мысль о том, чтобы искать нас и тем более бороться с биржей, рано или поздно докажет свою несостоятельность. Те, кому мы интересны, просто выходят на связь и сотрудничают с нами.
Александра Степанищева
Источник: “Lenta.ru”