Чтение художественной литературы благотворно сказывается на разуме, развивая и улучшая его качества. К такому выводу пришли профессор психологии Эммануэле Кастано и ее аспирант Дэвид Корнер Кидд из нью-йоркской Новой школы социальных исследований.
В последнем номере журнала Science они опубликовали статью, в которой демонстрируется, как беллетристика улучшает целый набор мыслительных способностей, а также развивает мыслительные процессы, важные для сложной сферы социальных взаимоотношений между людьми, пишет «Газета.ру».
Нью-йоркские психологи набрали 86 добровольцев, которым предложили в пяти отдельных экспериментах прочитать тексты одного из трех видов — литературно-художественные, популярные и нехудожественные. Так, в качестве беллетристики были выбраны отрывки из произведений, ставших финалистами премии National Book Award и премии О’Генри за лучший короткий рассказ; популярные тексты были взяты из бестселлеров портала Amazon.com; «нехудожественные» отрывки – из золотого фонда журнала Smithsonian Magazine.
По прочтении текста добровольца подвергали различным тестам – например, показывали ему черно-белую фотографию глаз киноактера из какого-то фильма и просили описать его эмоциональное состояние. Также использовался недавно разработанный Йони-тест, который призван определять степень сопереживания испытуемого и того, насколько он правильно понимает переживания другого человека.
Во всех пяти экспериментах люди, прочитавшие отрывок из художественной литературы, намного лучше справлялись со всеми тестами на «модель психического». Иначе говоря, они становились более социально приспособленными, более «человеческими», чем те, кто читал просто информацию, даже очень хорошо написанную.
Кидд и Кастано объясняют: чтение художественной литературы требует от человека сопереживания, стремления вместе с героем справиться с его проблемами — и не со своими, с чужими, которые для читателя чужими уже не стали. Это есть не что иное, как воспитание разума, подстегиваемое чтением беллетристики.
Служба информации «НВ»