Многие компании следят за стройками с помощью дронов. TraceAir пошел дальше — сервис высчитывает объем выполненных работ и сопоставляет с данными сметы
Квадрокоптер поднимается в воздух над строительной площадкой в Новой Москве и начитает облет территории. С земли им управляет пилот в каске с логотипом TraceAir. Спустя пару часов инженер группы «Мортон» сможет покрутить на компьютере 3D-модель возводимых зданий для проверки хода работ или же при нулевом цикле рассчитать, сколько земли вынуто из котлована. «Подрядчики могут завышать расходы по сметам на 30–40%, — говорит совладелец TraceAir Дмитрий Королев. — А нам сверху все видно». Многие компании следят за стройками с помощью дронов. TraceAir пошел дальше — облачный сервис высчитывает объем выполненных работ и сопоставляет с данными сметы, что позволяет контролировать стоимость проекта. Cегодня у компании Королева 12 клиентов, поручивших ей мониторинг около 50 площадок.
Основатель TraceAir мастерил дроны, когда руководил небольшой веб-студией и пытался придумать бизнес на стыке IT и пилотирования. Например, разрабатывал веб-платформу для трекинга полетов парапланеристов, но выяснил, что аудитория сервиса невелика. Дроны он пробовал приспособить к доставке продуктов. Чтобы лучше разобраться в нюансах применения беспилотников, в конце 2014 года Дмитрий отправился в Кремниевую долину.
Вместе с новым знакомым Никитой Ушаковым из консалтинговой компании Booz Allen Hamilton Королев перебрал несколько вариантов стартапа. От обычной аэрофотосъемки будущие партнеры сразу отказались — этим занимаются десятки фирм. Выгоднее продавать не просто снимки, а инструмент для управления проектами, например строительными. На американском рынке аналогичный сервис продвигал Skycatch, получивший более $20 млн инвестиций. Skycatch предлагал создание 3D-моделей и карт местности по фотографиям с дронов и быстрый расчет расстояний, площадей, объемов. Королев и Ушаков решили продлить сервисную цепочку до автоматической оценки состояния проекта.
«Мы встречались с венчурными инвесторами в Кремниевой долине. Где-то нас «раскатали», где-то говорили: идея хорошая, но сначала покажите, что можете зарабатывать», — рассказывает Ушаков. Королев уехал искать клиентов в России. Ему удалось выйти на Юрия Васильева, вице-президента ГК «Мортон» по международным проектам и инновациям. «Ребята, как свойственно многим основателям стартапов, наобещали свернуть горы, хотя продукт был достаточно сырой, — вспоминает Васильев. — Но мы поняли, что у сервиса, который позволяет отслеживать изменение событий на стройке, есть огромные перспективы». В «Мортоне» согласились протестировать TraceAir на строительстве жилого комплекса «Дрожжино» на юге Москвы.
Королев предполагал, что стройка — очень сложный процесс, но не подозревал, что на площадке ему придется в буквальном смысле жить, постоянно общаясь с прорабами, сметчиками, проектировщиками, менеджерами. Поначалу TraceAir напоминал картографические сервисы — на фото с высоким разрешением можно было отмечать маркером нужные зоны, следить за изменениями, сопоставляя снимки разных периодов и т. д. Теперь клиент выбирает зону мониторинга и настраивает регулярность ее изучения. Пилот из команды TraceAir по графику сканирует площадку, данные отправляются на сервер, где они преобразуются в 3D-модель и фотографический план местности с привязкой к координатам. Сервис высчитывает значения площади и периметра объектов, объемы насыпи и выемки, сопоставляет сделанное с запланированным и формирует отчет.
https://youtu.be/EWzgmCGJ3cc
«Мортон» задействовал TraceAir и на другом проекте — создании городского парка на месте полигона твердых бытовых отходов в Некрасовке. Перепад мусорных высот на свалке достигал 40 м. Геодезические службы брались сделать карту ее рельефа за три месяца, TraceAir справился с задачей за полторы недели. Сегодня стартап мониторит пять строительных площадок «Мортона» в Подмосковье. По словам Васильева, только за первые три месяца сотрудничества благодаря аналитике TraceAir «Мортону» удалось сэкономить около 30 млн рублей, срезая завышенные подрядчиками суммы по сметам. Компания даже создала со стартапом совместное предприятие, чтобы обслуживать площадки партнеров «Мортона» в странах Персидского залива. «Самое ценное, что дает TraceAir, — это не дроны, а математика», — поясняет Васильев.
Группе компаний ПИК TraceAir делал 3D-панорамы для создания объемных моделей новых жилых комплексов, чтобы покупатели квартир могли на сайте группы наблюдать за процессом строительства. Сейчас ПИК заказывает мониторинг для контроля стройки со своей стороны. Заместитель директора департамента дизайна ГК ПИК Алексей Дук поясняет, что сервис TraceAir удобен при отборе территорий для потенциальной застройки — сканирование с воздуха позволяет выявить недостатки, которые утаивают владельцы участков.
Королев нашел клиентов и в сфере индустриального строительства. Например, «Национальную нерудную компанию», «ПромстройГрупп», «НИПИгазпереработку». Беспилотники TraceAir следят за стройкой заводов и трубопроводов, подсобных помещений и т. п. Выход на новый рынок потребовал улучшить алгоритмы сервиса. На стройке под Анапой подсчитывать объемы земельных работ оказалось сложнее из-за постоянных сильных ветров и пыли. На проекте под Новым Уренгоем работе помешал равномерный снежный покров, влиявший на качество съемок и, соответственно, расчетов.
Покупка дронов обошлась создателям TraceAir в 2 млн рублей, еще около 5 млн рублей ушло на разработку и совершенствование облачного сервиса аналитики. В среднем TraceAir получает от $3000 до $30 000 ежемесячно за работу на одной площадке (в зависимости от размеров, от 20 га до 900 га). Ежемесячная выручка проекта пока не превышает $60 000. Величина прибыли не раскрывается, но Королев уверят, что стартовые инвестиции уже окупились. До конца 2016 года стартап обеспечен контрактами со строительными компаниями, девелоперами и подрядчиками индустриальных объектов на сумму $700 000.
Налаживать продажи помогают крупные партнеры, включившие сервис аэромониторинга в линейку IT-решений для строительства. К примеру, с TraceAir сотрудничает компания Autodesk — один из крупнейших российских поставщиков систем автоматического проектирования. Илья Емельянов, консультант Autodesk, отмечает, что технология фотограмметрии, которую использует TraceAir, гораздо эффективнее лазерного сканирования и благодаря использованию беспилотников позволяет в кратчайшие сроки получать актуальную картину на огромной площади.
«Распространению подобных сервисов пока мешают старые процессы работы в строительной отрасли, — рассуждает он. — Но это, конечно, вопрос времени. Минстрой в прошлом году выпустил соответствующие распоряжения, ряд компаний уже работает на современных технологиях и смотрит в сторону еще большей автоматизации». «Мне известно, что ряд крупных строительных компаний пытается создать аналогичные сервисы у себя, но у них это пока не вполне получается — нет опыта и соответствующих компетенций, — добавляет Денис Маринич, директор департамента САПР/ГИС группы компаний Softline. — Рынок таких сервисов в России только формируется, поэтому такие стартапы будут появляться регулярно — тема дронов и решений на их основе очень горячая».
С подготовленной презентацией о том, что стартап«может зарабатывать», Королев вернулся в Кремниевую долину. В мае 2016 года TraceAir прошел отбор в акселератор 500 Startups, продав 5% компании за $125 000. Королев и Ушаков, уволившийся из Booz Allen Hamilton, планируют до конца 2017 года вдвое увеличить число площадок, охваченных мониторингом, и заключить в США столько же контрактов, сколько в России. Партнеры хотят, чтобы TraceAir через несколько лет превратился в оператора автоматизации строительных процессов, и планируют расширить линейку сервисов. Для развития стартапу понадобится примерно $3–4 млн венчурных инвестиций. Королев уверен, что сумеет найти эти деньги.
«Теперь мы четко понимаем, куда двигаться, — объясняет он. — В конце 2014 года я прилетел в Сан-Франциско с идеей, которую даже сырой нельзя было назвать. Но я знал, что главное — не останавливаться. Сейчас курс взят, но принцип тот же — не сбавлять темпы».
Елена Краузова
Источник: “Forbes”