Российские компании заняли рекордную сумму на внешнем рынке у своих
По итогам октября российские компании заняли через размещение еврооблигаций более $3,15 млрд, столько средств за месяц им не удавалось привлечь ни разу после введения секторальных санкций в июле 2014 года. Впрочем, сейчас основными покупателями еврооблигаций российских эмитентов выступают не западные инвесторы, а российские же банки, у которых накопились избыточные валютные средства.
По данным агентства Cbonds, корпоративные заемщики резко увеличили привлечение средств на внешнем рынке. В октябре они привлекли более $3,15 млрд, что на 64% больше показателя сентября и в полтора раза превышает объем размещения в октябре 2015 года.
Такого успешного месяца в сегменте еврооблигаций у российских корпоративных заемщиков не было с июня 2014 года, когда объем привлечения составил $3,2 млрд. После того, как в июле–августе западные страны ввели секторальные санкции против крупных российских компаний и банков, ситуация резко ухудшилась. В результате на долгие месяцы первичный рынок внешних заимствований оказался фактически закрытым для российских заемщиков. Только осенью 2015 года, на фоне снижения политической напряженности и стабилизации цен на нефть, корпорации смогли выйти на первичный рынок.
В настоящее время ситуация на долговом рынке в наибольшей степени определяется низкими ставками на вторичном рынке. По словам главного аналитика по долговому рынку БК “Регион” Александра Ермака, на фоне высокого спроса со стороны иностранных инвесторов в сентябре доходность российских еврооблигаций снизилась до уровня, который в последний раз наблюдался в начале 2013 года. “Ставки на рынке еврооблигаций снизились до уровней, сопоставимых с банковскими кредитными”,— отмечает руководитель отдела анализа долговых рынков Sberbank Investment Research Алексей Булгаков.
Это в сочетании с высокой вероятностью повышения базовой ставки ФРС США на декабрьском заседании вынудило эмитентов воспользоваться “распахнувшимся окном”. “В октябре эмитенты старались максимально быстро разместить долговые бумаги, чтобы воспользоваться стабильностью на рынках и предвосхитить возможную волатильность, связанную с выборами в США и ожидаемым повышением ставки ФРС, которое увеличит стоимость заимствования”,— отмечает руководитель управления рынков долгового капитала компании “ВТБ Капитал” Андрей Соловьев.
Впрочем, значительная часть привлеченных средств по-прежнему идет на рефинансирование долга, а не на развитие бизнеса. Как объясняет главный аналитик Промсвязьбанка Александр Полютов, в условиях спада в экономике и неоднозначных перспектив роста в будущем размещение евробондов в инвестиционных целях по-прежнему оставалось неактуальным. “В текущих условиях желание эмитентов удлинить свой долг, заменив короткие одно- и двухлетние еврооблигации на новые более длинные бумаги, выглядит наиболее разумно и экономически целесообразно”,— отмечает Александр Ермак.
При этом ключевыми покупателями еврооблигаций выступают вопреки традиции не иностранные инвесторы, а российские, отмечают участники рынка. Если в 2013 году 40-50% спроса приходилось на американских инвесторов, а на российских — до 5% от окончательного объема размещения, то в настоящее время инвесторы из США забирают в среднем 10% (исключения — выпуски эмитентов с рейтингами инвестиционной категории, таких как Россия и ЛУКОЙЛ), а внутренние инвесторы обеспечивают около половины спроса, отмечает Алексей Булгаков. “Российские банки давно находятся в состоянии избыточной валютной ликвидности, в том числе из-за низких потребностей корпоративных заемщиков в валютном кредитовании, поэтому каждый из выпусков был для них уникальной возможностью часть этой ликвидности направить в работающие активы”,— поясняет директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирюхин.
Участники рынка ждут сохранения активности эмитентов в ноябре. По оценке Sberbank Investment Research, в этом месяце может состояться еще шесть-семь размещений российских эмитентов. Однако в дальнейшем ожидается снижение предложения новых бумаг. По словам Андрея Соловьева, снижению активности эмитентов будет способствовать рост волатильности на рынках в ожидании подъема ставок в США, который увеличит стоимость заимствований. “Приближение даты декабрьского заседания ФРС, на котором с высокой вероятностью ставка будет повышена, приведет к снижению аппетита у инвесторов к риску, что неизбежно повлияет на первичный рынок заимствований”,— отмечает Александр Полютов.