Всенародный референдум не поддержал проект конституционной реформы
Подавляющее большинство итальянцев (около 60%) высказались на прошедшем в воскресенье в Италии всенародном референдуме против проекта конституционной реформы, на которой настаивал премьер-министр Маттео Ренци. Это послужило поводом для отставки Ренци, который официально представит ее в понедельник президенту республики Серджо Маттарелле.
Такой сценарий считался наиболее вероятным, поскольку слишком многие, не только представители оппозиции, но и сторонники Демократической партии (ДП) Ренци выступали против его инициативы. Хотя премьеру, который активно ездил агитировать за свою реформу по стране и воспользовался всеми имеющимися в его распоряжении рычагами, удавалось создавать видимость, что он может победить. Кроме того, многие полагали, что, зная о последствиях отклонения реформы, итальянцы предпочтут ее несовершенство угрозе политической нестабильности.
Что произошло
Казалось бы, в нынешней ситуации само собой напрашивается сравнение Ренци с британским премьером Дэвидом Кэмероном, подавшим в отставку после победы сторонников выхода из ЕС на референдуме в июне. И хотя с самого начала, как и Кэмерон, Ренци связывал свою политическую судьбу с исходом плебисцита, на этом все сходство заканчивается. Кэмерон использовал референдум для оказания давления на ЕС с тем, чтобы добиться более выгодных условий членства, а Ренци – исключительно в личных амбициях. Он пришел к власти “окольными путями” в начале 2014 года и стал самым молодым премьер-министром в истории Италии: его правительство стало продолжением коалиционного кабинета его предшественника и сопартийца Энрико Летты.
Тот, в свою очередь, был назначен предыдущим президентом Джорджо Наполитано после того, как в результате парламентских выборов в феврале 2013 года ни одна из политических партий и коалиций не получила уверенного большинства. Ситуацию осложняло то, что в парламент с 25% голосов ворвалось новое альтернативное Движение “5 звезд”, которое не стало ни с кем вступать в альянсы. Такой аномальный парламент, тем не менее, просуществовал три года благодаря тому, что ДП удерживала большинство в нижней палате, тогда как в сенате (верхней палате) поддержка была крайне ненадежной. Несмотря на это, Ренци достаточно амбициозно взялся за реформирование страны.
Все его инициативы – реформа школьного образования, реформа государственного аппарата – подвергались серьезной критике. Тем не менее, молодой и энергичный премьер, во многом напоминающий по стилю политического противника Сильвио Берлускони, создавал видимость, что пытается что-то изменить, сделать то, о чем другие только говорят. С конституционной реформой, которая ранее была одобрена в парламенте (но не 2/3 голосов, необходимых для внесение изменений в основной закон страны), было тесно связано обсуждение нового избирательного законодательства. В итоге, было одобрено и оно, но только для выборов в нижнюю палату с прицелом на то, что верхняя (сенат) станет невыборной, как это предполагалось конституционной реформой.
Ренци, как сам признал позже, совершил ошибку, персонализировав референдум, который превратился в голосование “за” или “против” лично него. Будучи секретарем ДП, он довел до фактического раскола внутри партии, в которой многие не разделяют его подходов. Премьер, которого до сих пор не обманывала политическая интуиция, ошибся, проявив излишнюю самонадеянность и дав оппозиции орудие борьбы в виде референдума.
Впервые, пожалуй, в истории Италии глава правительства сумел поднять против себя фронт, в который объединились совершенно несовместимые персонажи: Сильвио Берлускони и всегда критиковавший премьера Беппе Грилло, основатель и лидер Движения “5 звезд”, технический премьер Марио Монти и всегда обличавший Ренци лидер партии “Лига Севера” Маттео Сальвини. Наконец, категорически против реформы и крайне враждебно о Ренци отзывался бывший премьер-министр, экс-министр иностранных дел, один из основателей ДП из “старой гвардии” Массимо Д’Алема. Одновременно Ренци, который, по всеобщему признанию, не очень соответствует классическому образцу политика левого крыла, приобрел неожиданных сторонников в правом центре, начиная с Анджелино Альфано, занимающего пост главы МВД в кабинете.
Что произойдет
Согласно принятой в Италии формальной процедуре, Ренци, как он уже объявил, передаст заявление об отставке в руки главы государства Серджо Маттареллы. Стоит заметить, что последний был избран парламентом в начале 2015 года с подачи премьера. Далее окончательное решение должен принимать президент: он либо принимает отставку и заявляет о роспуске парламента, что предполагает назначение новых выборов, либо просит отставного премьера возглавить технический кабинет или приглашает для этого какого-то другого, чья кандидатура устраивала бы парламентское большинство. Последний сценарий, по мнению наблюдателей, менее вероятен, поскольку представители оппозиции неоднократно заявляли, что не согласятся на техническое правительство и будут добиваться досрочных выборов.
Сейчас, когда исход референдума известен, каждая оппозиционная партия пытается приписать заслугу поражения Ренци себе, начиная, таким образом, новую избирательную кампанию. О намерении баллотироваться в премьеры уже заявил Сальвини, вновь на первый план политической сцены вышел отметивший в этом году 80-летие Сильвио Берлускони. Однако, как указывают аналитики, отказ итальянцев поддержать реформу Ренци еще не означает, что эти голоса “против” автоматически конвертируются в “за” в пользу “Вперед, Италия” или “Лиги Севера”, даже если им удастся снова создать альянс.
Если на то пошло, то наибольшие шансы на успех у Движения “5 звезд”. Недаром мировые СМИ описывали апокалиптические сценарии в случае провала референдума, понимая, что досрочные выборы могут укрепить позиции “пятизвездных”, а, возможно, и привести их в правительство.
Проведению досрочных выборов немедленно, как того требует оппозиция, препятствует фактическое отсутствие избирательного законодательства. Соответствующий одобренный закон (“италикум”), во-первых, еще не признан конституционным (решение суда ожидается), а, во-вторых, регулирует выборы только в палату депутатов, тогда как после отклонения конституционной реформы сенат сохраняется.
Очень вероятно, что на новых выборах голоса избирателей разделятся таким образом, что парламент вновь будет неуправляемым, а правительство будет возможно только коалиционное. Таким образом, страна, чьи экономические показатели не самые завидные, окажется вновь в состоянии политического тупика со всеми вытекающими последствиями.
Нестабильность пугает Европу
Остается понять, что будет с Ренци. Сейчас местные аналитики задаются вопросом, уйдет ли он и с поста секретаря ДП. Сложно себе представить, что этот амбициозный политик нового поколения так легко откажется от своей многообещающей карьеры. Кроме того, хотя за последний год он и растерял консенсус, на выборах в Европарламент в 2014 году за ДП с ним во главе проголосовали 40% итальянцев.
То есть у Ренци есть сторонники, кроме того, его поддерживает бизнес-сообщество. Не говоря уже о том, что с ним во главе ДП победила на региональных выборах почти во всех областях, некоторые из которых вырвала у правого центра. Ошибочно полагать, что исход референдума стал отражением антиевропейских настроений итальянцев. На самом деле, это чисто внутренний вопрос и не будет особенно сказываться на положении страны в ЕС.
Но вот внутренняя и внешняя политика Италии пострадают. Ренци заявил об амбициозных планах вывести Италию на первый план международной жизни. Он готовил важный саммит лидеров стран ЕС в марте по случаю 60-летия Римского договора. Итальянский саммит “семерки” в Таормине в конце мая также должен был внести новые пункты в международную повестку дня, такие как посильная помощь в развитии африканским странам с тем, чтобы остановить поток мигрантов.
Со сменой власти общая политическая линия страны может смениться и не очень пока понятно, как именно. В этом и заключается нестабильность, которая так пугает Европу. Ведь уже был момент в конце 2011 года, после вынужденной отставки Берлускони, когда все говорили, что крах Италии погубит весь ЕС.
Вера Щербакова
Источник: “ТАСС”