5 сентября 2005 года по причине обрыва тросов аэрофинишёра (система “ловит” самолёты на авианосце) Су-33 нырнул на глубину 1100 м на севере Атлантического океана. Сегодня при посадке на авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” упал также Су-33
Авария произошла спустя всего три недели после падения МиГ-29К из этой же авиагруппы. Обсуждая причины падения Су-33, эксперты снова заговорили о проблемах с аэрофинишёрами. Судя по имеющейся информации, произошёл обрыв тросов аэрофинишёра и самолёт выкатился с палубы “Адмирала Кузнецова”.
Аэрофинишёры на авианесущий крейсер, который сейчас дежурит в Средиземном море, поставило предприятие ОАО “Пролетарский завод”. Это госпредприятие со 100%-ным госучастием производит такие устройства по разработкам ЦНИИ судового машиностроения. На “Кузнецове” именно “пролетарская” продукция — это прямо следует из материалов предприятия, а точнее, пресс-релиза о поставке аэрофинишёров в Индию:
Для справки:
Тормозные устройства производства Пролетарского завода функционируют на украинском полигоне для лётчиков палубной авиации “Нитка”, тяжёлом авианесущем крейсере ВМФ России “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов”. С 2004 года завод участвует в модернизации авианесущего крейсера “Адмирал Горшков” — в настоящее время крейсера “Викрамадитья”, вошедшего в состав ВМФ Индии.
Лайф нашёл однозначные указания на то, что в аэрофинишёрах и на “Викрамадитье”, и на “Кузнецове” использована импортная продукция — украинская. Это следует из материалов судебных дел (ссылка 1, ссылка 2), которые из экономии затеял поставщик Пролетарского завода — ООО “Промышленные технологии” (собственники — Сергей Сарычев и его сын Роман).
Эта фирма занимается поставками различных комплектующих и деталей (валы, шайбы, поковки, заготовки, шайбы и прочее) для петербургских предприятий оборонпрома. “Промтехнологии” два года судились с таможней, чтобы их товар ввозился не по повышенным военным таможенным пошлинам, а как продукция гражданского назначения.
Таможня настаивала на том, что раз товар идёт на авианосцы, значит, его соответствующе надо декларировать и применять 10%-ную пошлину (а не нулевую).
В ходе разбирательства зафиксировано, что “изготовление и поставка товара осуществлялась закрытым акционерным обществом “Новокраматорский машиностроительный завод” (ЗАО НКМЗ), г. Краматорск, Донецкая область, ул. Орджоникидзе, д.5, Украина, на основании контракта № 21/22-09 от 26.08.2009 и заключённого между заявителем (ООО “Промышленные технологии”) и ЗАО НКМЗ в редакциях дополнительного соглашения № 29 от 30.08.2012 года к контракту № 21/22-09 от 26.08.09 и дополнительного соглашения № 31 от 21.11.2012 года”.
Краматорск находится под контролем украинских властей.
В итоге “Промтехнологиям” помогли партнёры. Получив в свою пользу экспертные заключения от ЦНИИ СМ и Минобороны (о том, что сами по себе эти детали весьма гражданские и военная сфера применения не является преимущественной), фирма выиграла у таможни и сэкономила пару миллионов рублей.
Напомним, сегодня при заходе на посадку на авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” упал истребитель Су-33, пилот катапультировался и был подобран поисково-спасательной службой. Это произошло менее чем через три недели после падения МиГ-29К из этой же авиагруппы.
Источник: “Life”