В России от 50 до 75% лекарств, продаваемых через Интернет, – подделка
В Госдуме активно обсуждается вопрос ужесточения наказания за фальсифицирование лекарственных препаратов. И в скором будущем продавцы липовых лекарств минимум заплатят штраф в размере 40 тыс. рублей, а максимум – сядут пожизненно.
И хотя представители Минздрава уверяют, что контрафакт в московских аптеках – большая редкость, сами производители, в чьих интересах отстаивать репутацию своих продуктов, говорят: каждый из нас сам не зная того лечился поддельными таблетками.
Определить самостоятельно на глаз – где лекарство, а где прессованный мел даже врачи не в состоянии. «Отличить такую фальшивку не всем специалистам под силу, а уж для посетителя аптеки установить, поддельное ли лекарство, не сравнивая его с оригиналом, просто невозможно. Что касается спектра подделываемых лекарств, то этой участи не избежал практически ни один препарат», — отметила эксперт Pfizer, ведущий специалист Лаборатории по выявлению контрафактных лекарств Уэнди Гринелл. Первые места по подделке занимают обезболивающие, препараты по снижению уровня холестерина и лекарства от сердечно-сосудистых проблем. Самое опасное, что если липовое обезболивающее определяется элементарно – выпил, а все равно болит, то лекарства пролонгированного действия так не проверишь. Атеросклероз ведь не болит. И только через полгода после курса фальшивки вместо улучшения работы сердечно-сосудистой системы больной зарабатывает инфаркт и инсульт.
Но лидер рынка контрафакта – виагра. И ладно бы мел прессовали – у мужчин хоть надежда на эффект плацебо оставалась бы. Так, нет же. Барыги благородно пытаются взамен неоправдавшихся сексуальных надежд подарить мужчинам другое удовольствие. И заменяют действующее вещество силденафил на амфетамин — сильнейший стимулятор, занесенный в разряд запрещенных препаратов, так как его употребление вызывает инфаркт, инсульт, психоз, а также наркотическую зависимость. Или корейцы – те, наоборот, щедро добавляют в таблетки необходимое действующее вещество , но в дозе, в три раза превышающей допустимую. Пациентам обычно назначается по 25—50 мг, в крайнем случае, 100 мг силденафила в сутки — эта доза не вредит организму. В одной таблетке конфиската было обнаружено 317 мг. Подобная доза – и сладкая смерть мужчине обеспечена.
Как говорят игроки фармрынка, основными поставщиками фальшивых лекарств являются Индия и Китай. Но если в Индии это дженерики – аналоги известных препаратов, с которых снята патентная защита, то Китай гонит 100-процентную подделку, по составу полностью отличающуюся от аутентичного лекарства.
Путь азиатской подделки на европейские и американские прилавки довольно извилист, ведь там контроль за качеством лекарств довольно серьезный. Сначала партия лжелекарств идет из Китая в Гонконг, затем в Дубай, далее в Европу, уже оттуда в США. Здесь главное пропустить партию через Европу, чтоб получить на упаковку с китайскими ядохимикатами европейский штемпель. Ведь лекарство, прибывшее из Европы, не вызывает особых подозрений. Что касается России, то тут контрафактчики не церемонятся. Подделки поступают к нам по сокращенным маршрутам: Китай — Израиль — Россия или Китай — Финляндия — Россия. Каналы сбыта также хорошо известны экспертам. Например, в России от 50 до 75% лекарств, продаваемых через Интернет, подделка. Не застрахованы от фальшивки и покупатели мелких аптечных сетей. «Подобная отлаженность каналов перевозки и сбыта контрафакта привела к тому, что в среднем 30% представленных на рынке препаратов являются поддельными в той или иной степени», — утверждает директор по безопасности Pfizer в регионе EMEA Стив Аллен. Утешает лишь то, что недавно в России было отмечено заметное снижение случаев обнаружения поддельных лекарств, из-за чего она вышла из топ-10 стран с наиболее высоким уровнем контрафактных лекарств на рынке. Теперь ведь мы производим свои дженерики. Зачем нам индийские?
Таисия ИЛЬИНА[divider]
Фото: 1board.ru