Минэкономразвития выделяло бюджетные ассигнования без информации о стоимости инвестиционных проектов и наличии соинвесторов
Как отмечают аудиторы СП, объем неиспользованной субсидии по состоянию на 16 ноября 2016 года составлял 2,2 миллиарда рублей. До 1 января 2016 года субсидия перечислялась на расчетный счет Фонда во Внешэкономбанке. При этом только за счет начисляемых процентов (от 8,75 до 10,75 процента) на свободные средства, Фонд получил доход почти на 260 миллионов рублей.
В итоге Коллегия СП РФ приняла решение направить представления Минэкономразвития и в некоммерческую организацию “Фонд развития моногородов”, информационное письмо – в Федеральное казначейство, и отчет – в палаты Федерального Собрания.
Напомним, что на конец декабря 2016 года в России насчитывалось 319 моногородов – то есть населенных пунктов, экономика которых зависит от единственного градообразующего предприятия. При этом президент РФ поставил задачу к 2018 году создать в моногородах более 230 тысяч новых рабочих мест.
Сергей Куликов
Источник: “Российская газета”
“URA.RU”, 10.12.16, “Счетная палата два года не могла найти инвесторов в Краснотурьинске”
Счетная палата России опубликовала отчет о проверке Фонда развития моногородов — структуры, через которую идет создание индустриальных парков в разных городах России — в том числе и в Краснотурьинске. В отчете, в частности, говорится, что бюджетные средства, выделенные Фонду развития моногородов, значительно превышали реальные потребности в инвестициях.
В 2014—2015 годах в Фонд из федерального бюджета в виде субсидий направлено 7,5 млрд рублей. В 2016 — 7,2 млрд рублей. При этом в Минэкономразвития при обосновании бюджетных ассигнований отсутствовала информация о сметной стоимости инвестиционных проектов, наличии проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, решениях о предоставлении земельных участков под строительство, а также об объемах финансового обеспечения проектов за счет средств региональных бюджетов. «В результате средства, выделенные Фонду, значительно превышали его реальные потребности и могли быть предоставлены в более поздние сроки. Объем неиспользованной субсидии на 16 ноября 2016 г. составлял 2,2 млрд рублей. До 1 января 2016 года субсидия перечислялась на расчетный счет Фонда во Внешэкономбанке. За два года доходы Фонда от размещения в банке свободных денежных средств составили почти 260 млн рублей», — говорится в отчете, который представил аудитор Сергей Агапцов.
Также недовольство аудиторов вызвал тот факт, что число созданных рабочих мест в получивших поддержку моногородах превысило плановые значения более чем в шесть раз. С точки зрения аудиторов, это может говорить как о занижении плановых значений целевых показателей, так и о слабой взаимоувязке показателей с финансированием мероприятий при реализации соглашений.
Фонд заключил соглашения о софинансировании расходов регионов на строительство инфраструктуры в шести промышленных парках — в Свердловской, Владимирской, Вологодской, Кировской областях и в Республике Татарстан. «Однако актуальная информация о намерениях инвесторов, готовых осуществить строительство производственных мощностей на территориях строящихся парков, на момент проверки отсутствовала в Свердловской, Владимирской и Кировской областях. В связи с этим существуют риски, что построенная инфраструктура не будет востребована инвесторами. При этом ее общая стоимость строительства составляет 2,1 млрд рублей, из которых средства Фонда — 1,5 млрд рублей», — сообщает Счетная палата.
В сентябре этого года свердловский Краснотурьинск получил статус территории опережающего развития, что подразумевает особые условия ведения бизнеса в городском округе — низкие и нулевые налоги, упрощенные административные процедуры и прочие льготы. Сотрудничество с Фондом развития моногородов было предметом особой гордости: ведь именно через эту структуру и шло финансирование очень дорогостоящего инфраструктурного проекта. На международном инвестиционном форуме в Сочи губернатор Евгений Куйвашев отметил, что Краснотурьинск получил очередной транш федерального финансирования от Фонда развития моногородов в объеме свыше 80 млн рублей.
Партнером Фонда по развитию моногородов является правительство области, а оператором парка — Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ). «Счетная палата действительно не нашла инвесторов — но в 2015 году, проверка области шла именно в этот момент. По итогам 2016 года выразили готовность стать резидентами индустриального парка шесть компаний. Две из них уже получили официальный статус и могут пользоваться льготами территории», — пояснили «URA.RU» в КРСУ.
Источник «URA.RU» в региональном правительстве сообщил, что претензии Счетной палаты относятся к тому периоду, когда ФРМ выделял средства в 2015 году на строительство инфраструктуры без наличия подтвержденных заявок от резидентов. «Но при этом нужно понимать, что без наличия инфраструктуры и сетей не будет резидентов, — говорит собеседник агентства. — Эти опасения ФРМ озвучил еще в начале 2016 года правительству области. Именно поэтому КРСУ была поручена работа по привлечению резидентов в индустриальный парк, с чем Корпорация справилась на отлично, заполнив парк на конец 2016 года на 60%».
В правительстве региона поясняют, что не видят ничего страшного в критике Фонда со стороны Счетной палаты. «Это продолжение тренда, заданного аудитом деятельности ОЭЗ (часть из которых была закрыта как неэффективные). Когда средства, выделяемые особым экономическим зонам на стройку инфраструктуры, оседали на счетах и прокручивались в банках. А иногда и „терялись“ в этих банках, как было с Титановой Долиной. Аудит бюджетных средств становится строже. И это можно только приветствовать», — говорит собеседник агентства.