Россия может повторить судьбу СССР

Эксперты НИУ ВШЭ составили четыре возможных сценария развития РФ до 2030 года

 46456

Президент РФ В.В. Путин, выступая на Деловом саммите АТЭС 7 октября, сообщил, что острая фаза кризиса осталась позади, но восстановление мировой экономики будет долгим.

Однако, по мнению финансовых экспертов ВШЭ, в падении российского ВВП виноват вовсе не мировой кризис, а слабые государственные политические институты в самой России. И это, по словам директора по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергея Алексашенко, ни для кого уже не новость.

Практически весь рост ВВП сосредоточен в двух отраслях – это банковская деятельность и операции с недвижимостью. Если их убрать, то от нынешнего роста ВВП останется 0,5%. Полпроцента в год – это в пределах статистической погрешности, особенно при инфляции 6% в год, считают эксперты ВШЭ.

«Конечно, эти два сектора обеспечивают определенный уровень жизни населения, но это не тот мотор, который может вести экономику в ближайшие пять или десять лет», – заметил Алексашенко.

Он напомнил, что падение произошло достаточно быстро. Еще в 2010-2011 годах экономика росла на уровне 4,5% в год. Главным же фактом падения, по мнению экспертов ВШЭ, явилась отрицательная динамика валовых накоплений, снижение инвестиций.

Если посмотреть на реальный сектор экономики, то за последние полтора года здесь наблюдается в лучшем случае стагнация, в худшем – снижение, что особенно заметно в обрабатывающих отраслях промышленности, строительстве и грузообороте транспорта (что также является индикатором дел в промышленности).

По словам директора Института “Центр развития” НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, потребительский спрос остается единственным драйвером, который пока еще поддерживает экономику. Сохраняется рост розничной торговли (на 4% в год) и чуть менее заметный рост платных услуг населению (на 2%).

Этот рост поддерживается ростом реальных доходов бюджетников (на 10%) и небюджетников (на 3%).

Однако потенциал роста зарплат исчерпывается – прибыль предприятий снизилась до 0,2% за полгода. Заметных инвестиций нет уже полтора года, безработица впервые перешла к росту после кризиса 2008-го. При этом увольнение сотрудников является для большинства российских предприятий единственным возможным путем к оптимизации.

В экономике, по мнению экспертов НИУ ВШЭ, происходит «латание дыр, но никак не закладывание будущего». Бюджет на будущий год вызывает большой скепсис – большая вероятность, что заложенные темпы роста в 3% не оправдаются: уже сегодня темпы роста упали ниже трех процентов.

Доля расходов на человеческий капитал продолжает снижаться, растут расходы на силовой блок.

«Основа экономики – труд и капитал, – констатирует Сергей Алексашенко. – К 2030 году ожидается снижение трудоспособного населения с 87 млн. до 73 млн., всего населения со 143 млн. до 130 млн.»

Причем в эту цифру заложена трудовая миграции – 1 млн в год, всего 15 – 17 млн. То есть реальная убыль населения Россия (без учета миграции) составит 30 млн. человек, или 21%.

Сокращение населения будет съедать 0,75% роста в год при прочих равных условиях.

Энергопотребление в Европе начнет снижаться, что затронет российский экспорт углеводородов. По прогнозам НИУ ВШЭ, экспорт нефти и газа упадет к 2030 году на 10%. «То есть, то самое слезание с нефтяной иглы будет происходить не за счет того, что экономика станет диверсифицироваться – просто объем нефтяных поступлений в бюджет станет снижаться», – считает Сергей Алексашенко.

Всего у России есть четыре возможных сценария развития. Наиболее хороший (но маловероятный) обещает рост ВВП 5% в год. Самый худший (и самый вероятный, с точки зрения экспертов), называется «осажденная крепость».

Согласно этому сценарию, в России в ближайшие 17 лет сохранятся все нынешние тенденции. «Это понятийный госкапитализм и духовные скрепы в виде мракобесия, рост ВВП в этом случае будет колебаться в районе нуля.  Временами будет минус 1, временами будет плюс 1, такая пила, то есть роста не будет, скорее всего, тенденция к снижению. Рост коррупции будет подавлять желание частного бизнеса инвестировать. Отток продолжится – и финансовый, и человеческий. Напряжение станет возрастать, доходы падать. Минфин очень быстро израсходует резервный фонд, и станет наращивать дефицит бюджета», – рассказал основные вехи сценария Сергей Алексашенко.

По его словам, это сценарий абсолютного сползания в нестабильность. Государство, как в последние годы СССР, будет искать внешних и внутренних врагов, и тихонечко дожидаться того, как экономика рухнет сама собой, придя к окончательному кризису.

При этом Сергей Алексашенко призвал журналистов скептически относиться к заявлениям первых лиц государства насчет того, что в падении ВВП виновата мировая экономика: «Люди на это легко ведутся – якобы внешние условия ухудшаются. На самом деле это неправда – никакого ухудшения внешних условий для российской экономики не наблюдается».

Взять нефтяные цены – начиная с середины 2010-го года они находятся в диапазоне от 100 до 120 долларов за баррель. Так высоко, как сегодня, российские гособлигации не стоили никогда в истории.

«Но при этом Россия находится на 133-м месте в мире по защите прав собственности и 132-м по защите прав миноритария. То есть это не внешний, а наш внутренний фактор, который инвесторы научились очень хорошо оценивать. Мне бы хотелось, чтобы те, кто пишет на тему мирового кризиса аналитические записки и вкладывают в уста наших руководителей подобные слова, как-то это объяснили. Какое влияние мирового кризиса? Что они имеют ввиду? Я не нашел ничего подобного ни по одному критерию», – рассказал Алексашенко.

Действительно, если смотреть тенденцию, то экспорт растет ежегодно на 2%, при этом обрабатывающие производства падают, а добывающие растут на те же 2%.

То есть внешний фактор играет скорее в плюс, чем в минус, он более благоприятен сейчас, чем внутренний фактор, подводят итог эксперты ВШЭ.

Решения, предлагаемые правительством, иначе как странными не назовешь. Правительство вначале повышает налоги для малого бизнеса, а потом обещает дать ему кредиты. «Это оригинальная идея. Причем давать кредиты планируется минимум миллиард рублей. Есть хоть одно предприятие малого бизнеса, которому нужен на развитие миллиард рублей?» – спрашивает Алексашенко.

Так или иначе, у правительства нет решения проблем. Если бы это был классический кризис, мы бы пережили его, как Америка, дефицит бюджета в 5% – это не смертельно. Но Россия – не Америка.

«Я хорошо понимаю, что сейчас правительство начнет тратить деньги из резервного фонда и ФНБ, и это будут самые неэффективные проекты, уровень воровства повысится в разы. И экономике это ничего не даст, потому что институты не работают, нет принципа определения приоритетов. Не понятно, кому, вернее, понятно, кому выделяются бюджетные деньги. Абсолютно ясно, что эти проекты не принесут экономике абсолютно никаких эффектов», – констатировал Сергей Алексашенко.

А раз классические экономические инструменты не работают, то и ждать ничего хорошего российской экономике не стоит. По прогнозам НИУ ВШЭ, кризис в России будет носить тяжелый, затяжной характер, и выходить из него не понятно, как.

 Алла ВАСИЛЬЕВА[divider]

 Фото: hostingkartinok.com

 

Ранее

На Нобелевскую премию мира претендуют пакистанская школьница и Владимир Путин

Далее

Запрет осужденным избираться в органы власти признан неконституционным

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru