За какие «подвиги» получают высшие государственные награды участники антитеррористической операции на юго-востоке Украины?
Отсчет награждений «защитников Родины, особо отличившихся при отражении вероломной агрессии российских оккупантов» (эта формулировка введена в оборот украинскими властями для оправдания карательных операций против собственного народа) ведется с апреля 2014 года, когда исполнявший обязанности президента Украины Александр Турчинов приказал начать боевые действия в Донбассе.
С тех пор число «подвигов» на фронте стремительно растет. Уже в марте 2015 года Министерство обороны Украины официально сообщило о 10743 награжденных! Ордена «За мужество», «За заслуги» и другие награды высшей пробы едва успевали штамповать на Львовском ювелирном заводе. (Его директор Владимир Кузовкин признался в разговоре с корреспондентом «НВ», что и сейчас приходится работать в три смены, чтобы выполнять срочные заказы Киева).
Красноречивый факт: только за первый год боевых действий орден Богдана Хмельницкого был вручен 866 участникам АТО. Причем большинству из них — 1-й, т.е. высшей степени. Для сравнения: в Великую Отечественную войну кавалерами этого ордена 1-й степени стали всего-навсего 232 человека. И учрежден он был советским руководством для поощрения бойцов и командиров, особо отличившихся при освобождении Украины от немецко-фашистских захватчиков. Вот и проведите параллели: кто за что воевал тогда и теперь…
Самое массовое награждение участников АТО было приурочено к 25-й годовщине провозглашения независимости Украины. Указом от 24 августа 2016 года президент Петр Порошенко «наделил» орденами и медалями свыше 2,5 тысячи военнослужащих (вдобавок к 35 тысячам уже награжденных). Судя по всему, каратели в армейской форме чуть ли не ежедневно совершают «выдающиеся геройские подвиги», ведь только за них, согласно статуту, могут наградить орденом «Золотая Звезда Героя Украины». По состоянию на нынешний февраль такого высшего отличия удостоены 276 находящихся в строю военнослужащих и еще 155 — посмертно.
Какова истинная цена подобной награды, хорошо знают родители капитана Александра Петраковского, получившего осколочное ранение в голову еще в июле 2014 года и удостоенного за бой на Луганщине звания Героя Украины. В Харьковском, а затем во Львовском военно-медицинских клинических центрах ему было сделано несколько операций, которые лишь ухудшили его состояние. Проверка, проведенная позже комиссией Министерства здравоохранения, показала, что врачами была допущена преступная халатность. Пришлось срочно переправлять находящегося в коме офицера на лечение в Израиль. Деньги для этого собирали волонтеры по всей стране. Но их хватило ненадолго, так как за сутки пребывания в клинике приходилось платить по 1130 долларов.
— Мы были в отчаянии, — рассказывает полковник в отставке Петр Станиславович Петраковский, отец Александра. — В Украине медики ничем помочь не могли. Приняли сына в одном из польских реабилитационных центров, где стоимость медицинских услуг была ниже, чем в Израиле. Но деньги вскоре вообще закончились. Мне удалось добиться приема у президента Порошенко, который заверил: «Все будет хорошо». Увы, и после этого ничего не менялось, а сын угасал.
От государственных органов шли отписки и отговорки: «Если бы ваш сын погиб, то вы получили бы компенсацию — 600 тысяч гривен, а раненым ничего не положено». Тогда я объявил, что продаю «Золотую Звезду», чтобы попытаться спасти сына в американской клинике.Отечественные и зарубежные СМИ быстро разнесли эту шокирующую новость. Наконец-то подали свой голос некоторые политики, депутаты, представители разных партий. Отмолчаться на властной верхушке уже не могли. Кабинет министров выделил сумму, необходимую для лечения Петраковского в США. Сейчас родители Александра находятся вместе с сыном в Хьюстоне. Удастся ли вернуть его к полноценной жизни? Ведь из-за бюрократических проволочек, продолжавшихся почти два с половиной года, клетки мозга стали отмирать…
В эти дни появляются все новые и новые указы Порошенко о награждениях «защитников Отчизны». Жизнь убеждает, что кому-то из них уготована такая же печальная участь, как и майору Петраковскому.
Степан Левчук
“Новый вторник”