Историческое исследование нашего обозревателя Владимира ПРОХВАТИЛОВА
Неизвестная история науки
В незапамятные времена жил в Древнем Египте великий ученый. Он работал землемером у самого фараона. Главной задачей землемера было вычисление сроков и масштабов приливов и отливов великой реки Нил, плодородные берега которой, собственно говоря, и позволили египетской цивилизации существовать многие тысячи лет. Настоящее имя того землемера не сохранилось, потому что, когда землемер умер, то за большие заслуги перед египетским отечеством фараон велел причислить его к сонму богов под именем Тот и изображать на рисунках в виде птицы Ибис.
Тот, которого греки, а затем и римляне стали называть Гермесом Трисмегистом (Триждывеличайшим) написал множество книг по астрономии и астрологии, геометрии и математике, социальной психологии, лингвистике и философии. Большинство из них погибло во время пожара в Александрийской библиотеке. Сохранились только Tabula Smaragdina(«Изумрудная скрижаль») и «Божественный Поймандр»(«Пастух людей»). Книги Гермеса позже были собраны в его собрании сочинений, известном как «Hermetica» .
Эти книги диалогов ученика и учителя. Герметические педагоги учили посредством символизма и аллегории, в частности используя терминологию алхимии — секретного соединения- «супружества» того, что вверху, и того, что внизу, дабы обрести знание божественного источника. В течении веков главной парадигмой герметического учения считалась знаменитая фраза, с которой начинается «Изумрудная скрижаль»(таблица) – «То, что наверху, то и внизу». Примитивность этой «теоремы» Тота –Гермеса кажущаяся. В ней можно при внимательном рассмотрении увидеть, например, определение класса самоподобных множеств, иначе называемых фракталами и открытых совсем недавно современными математиками. И многое другое. В личной библиотеке Исаака Ньютона было пять экземпляров гермесовых книг от разных издателей.
Открытия Тота-Гермеса были описаны Диодором Сицилийским и Платоном. Тот изобрел фонетический алфавит, заменив тысячи иероглифов несколькими десятков более простых символов. От алфавита Тота произошли финикийский, греческий и латинский языки. А затем и наша кириллица.
Вторым великим открытием Тота были натуральные числа 1, 2, 3 и так далее. Древние так гордились этим изобретением, что долгое время никаких других чисел и знать не хотели. Много тысяч лет натуральные числа просто-таки обожествлялись. Знаменитый математик 19-го века Леопольд Кронекер заявил: «Господь сотворил натуральные числа, а все остальное – дело рук человеческих».
До Тота египтяне верили, что существует самое большое число – сумма налога фараону. А Тот сказал, что всегда можно прибавить единицу и стал использовать понятие бесконечности.
Тот создал геометрию и записал ее постулаты, которые позднее стали приписывать Евклиду. Евклид же, надо отдать ему должное, не просто заимствовал древнеегипетскую геометрию, но изрядно ее упорядочил. За что и заслужил уважение потомков.
И самое удивительно – Тот и его ученики измерили радиус Земли, измерив число верблюжьих шагов на пути от Фив до Мемфиса. Зная разность угловых высот Солнца в один и тот же день над обеими египетскими столицами, древние геометры легко вычислили радиус Земли, причем абсолютно точно.
Древние греки отнеслись с недоверием к этим вычислениям и посчитали по своему – с помощью триремы, плывшей от Египта до острова Родос. У них Земля вышла в два раза больше, чем на самом деле.
Мы уже говорили, что Тот изобрел астрономию для предсказания приливов и астрологию – для предсказания будущего.
И вдобавок этот необычайный человек изобрел игру в шашки.
Древние греки овладели египетской ученостью с помощью промышленного шпионажа, как недавно заметил российский математик академик Владимир Арнольд. Первым индустриальным шпионом человечества был знаменитый Пифагор. Где-то на рубеже 580 года до нашей эры, Пифагор, заручившись рекомендациями самосского тирана Поликрата, предстал пред светлые очи египетского фараона, и тот, исходя из каких-то геополитических раскладов, решил допустить дерзкого грека к тайным знаниям своих жрецов.
Пифагор провел в Египте двадцать лет и перенял все, что можно было перенять. Он изучил и передал грекам не только вполне практические естественные науки, но вдобавок теорию переселения душ и вызванное ею вегетарианство.
Пифагор дал слово жрецам не публиковать полученные им научные знания, поэтому он передавал их только доверенным ученикам и не писал никаких книг и учебников. В особом секрете хранилась тайна несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной. Это выходило за границы использования натуральных чисел и подрывало основы пифагорейской философии. Сегодняшние историки науки называют этот период первым кризисом оснований математики. Этот кризис состоял в том, что обычных арифметических дробей не хватало для необходимых при строительстве вычислений. Греки отправили в Египет еще одного талантливого шпиона, Евдокса, и он привез оттуда теорию иррациональных чисел, решившую все проблемы греческих землемеров и строителей.
Пифагор же, на нервной почве решил заняться политикой и стал обсуждать со своими учениками актуальные проблемы древнегреческой жизни. Он по сути ввел в обиход понятие гражданского общества, столь модное в наше время. Это его и погубило. Афинские власти, оберегая свою суверенную демократию от зарубежных диссидентов, науськали одного из учеников поджечь дом, где проходила беседа Пифагора с его последователями. Спастись не удалось никому… Хотя ряд исследователей утверждают, что Пифагору удалось убежать и он прожил еще много лет в каких-то далеких и неведомых нам странах.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ [divider]