Гендиректор “Роскосмоса” Игорь Комаров пытается привлечь в отрасль частные деньги
Как стало известно “Ъ”, гендиректор “Роскосмоса” Игорь Комаров провел первую встречу с представителями бизнес-сообщества, на которой обрисовал перспективы и возможности государственно-частного партнерства (ГЧП). В ходе беседы были названы ключевые направления для потенциального сотрудничества — в частности, пусковые услуги, производство космических аппаратов, пилотируемая космонавтика. Инвесторам обещана любая поддержка: от упрощения законодательства до “позитивного лоббирования” их интересов.
О встрече руководства “Роскосмоса” с представителями крупнейших российских бизнес-структур “Ъ” рассказали несколько источников, близких к госкорпорации. По их словам, в здание Объединенной ракетно-космической корпорации на Бережковской набережной были приглашены, в частности, представители НК “Роснефть”, АФК “Система”, ОАО РЖД, группы ОНЭКСИМ, группы S7, а также ВЭБа и Промсвязьбанка, фонда “Сколково”, “Ростелекома”, “Каскола” и иных компаний. “Главной темой стало обсуждение государственно-частного партнерства в космической отрасли и возможное участие приглашенных компаний в совместных проектах”,— сказал один из собеседников. Официальный представитель “Роскосмоса” Игорь Буренков факт встречи “Ъ” подтвердил, но говорить о подробностях не стал.
Как рассказали “Ъ” несколько участников встречи, главным посылом выступления господина Комарова было желание нарастить объемы ГЧП в космической отрасли. В своем последнем интервью “Ъ” глава госкорпорации рассказывал, что сфера ГЧП была одной из ключевых во время президентского совещания по стратегии “Роскосмоса” в конце 2016 года. Обсудив этот вопрос на высшем уровне, нужно было объяснить правила и принципы игры бизнесу, который мог бы инвестировать в проекты, но не хотел этого делать ранее из-за закрытости отрасли, говорит источник “Ъ” в госкорпорации. В своем выступлении Игорь Комаров отмечал тенденцию сокращения бюджетного финансирования, признавшись, что частные структуры быстрее реагируют на изменение рынка и могут выводить на рынок новые продукты. Предыдущую работу “Роскосмоса” как федерального агентства он охарактеризовал как чрезмерно закрытую. Его в этом поддержал председатель совета директоров Промсвязьбанка Алексей Ананьев, сказавший, что потенциальные партнеры предприятий ранее не понимали доходной составляющей от проектов.
Самым серьезным примером ГЧП в космической отрасли является приобретение совладельцем группы S7 Владиславом Филевым проекта Sea Launch (“Морской старт”) — плавучей платформы для пуска ракет-носителей из акватории Тихого океана, которую он выкупил у корпорации “Энергия” за сумму свыше $160 млн (см. “Ъ” от 1 октября 2016 года). Для дальнейшего распространения ГЧП “Роскосмос” готов инициировать изменение законодательства и создание необходимой инфраструктуры. По данным “Ъ”, господин Комаров пообещал сделать максимум “для адаптации законодательства под более комфортное ведение космической деятельности” для “снятия барьеров выхода на рынок, упрощения лицензирования”, заниматься “позитивным лоббированием” интересов бизнеса, а также дать доступ к трансферту технологий. Для взаимодействия в формате ГЧП в “Роскосмосе” появится блок координации работы по развитию бизнеса и коммерциализации в “режиме одного окна”. При этом сам бизнес, как пообещал на встрече Игорь Комаров, будет сосредоточен не в госкорпорации: “Мы будем создавать бизнес и привлекать партнеров на базе предприятий и по их инициативе”. По информации “Ъ”, всего было определено пять направлений для коммерциализации: системное наземное оборудование, пусковые услуги, производство космических аппаратов, услуги по пилотируемой космонавтике, а также “прикладные услуги космического сектора”. Емкость этих сегментов, по экспертным оценкам, превышает $40 млрд, что, по версии главы “Роскосмоса”, делает “его очень привлекательным для инвестиций”.
На встрече были обнародованы и типовые проекты, предлагаемые госкорпорацией. По факту это практически все направления деятельности “Роскосмоса”, за исключением военных программ. В частности, речь идет о совместной разработке информационно-навигационных систем, операторских услуг подвижной спутниковой связи и передачи данных, а также спутникового широкополосного доступа, потребительские информационные продукты на базе снимков Земли. Также возможна кооперация при производстве оборудования, компонентов, материалов (в том числе участие в программе импортонезависимости), создание совместных предприятий по трансферу технологий. Есть в списке предложений, по данным собеседников “Ъ”, и совсем “космические предложения”. Например, участие в создании средств выведения среднего класса и оказание коммерческих пусковых услуг, орбитальный и суборбитальный туризм, полетные услуги, коммерческое использование пилотируемой инфраструктуры и даже создание коммерческой обитаемой инфраструктуры. Последние пункты, по данным “Ъ”, подразумевают использование модели софинансирования проектов.
Зампред правления ВЭБа Андрей Клепач, в свою очередь, поддержал бизнесменов, готовых инвестировать в космическую отрасль, отметив, что к апрелю можно определиться с участием в том или ином проекте, а также определить алгоритм дальнейшей работы. В конце встречи господин Комаров пообещал участникам представить конкретные презентации проектов, которые будут рассмотрены в таком же составе, но уже во время выездного совещания в корпорации “Энергия”.