Они шпионили за Дональдом. Грандиозный политический скандал в США

Политолог Дмитрий Дробницкий — о том, почему дело о прослушке в башне Трампа может стать “Уотергейтом” XXI века

NEW YORK, NY - MARCH 12: Trump Tower stands along 5th Avenue in Manhattan as police stand guard outside following an earlier protest against Republican presidential candidate Donald Trump in front of the building on March 12, 2016 in New York City. A member of the New York Police Department (NYPD) stated that the police will now keep an around the clock presence at the location due to the number of protests and threats against Donald Trump. Spencer Platt/Getty Images/AFP

Дональд Трамп покинул Белый дом в пятницу вечером в ужасном настроении. Издание Politico — как всегда, со ссылкой на неназванные источники — сообщило, что президент под конец трудовой недели устроил разнос своему ближайшему окружению за то, что генеральный прокурор Джефф Сешнс официально самоустранился от руководства любыми расследованиями, имеющими отношение к предвыборной кампании 2016 года.

Напомню, на прошлой неделе Сешнса обвинили в том же, в чём до этого советника по национальной безопасности Майкла Флинна — в “русских связях”. Флинн, хоть и не сделал ничего незаконного или недостойного, счёл за благо уйти в отставку. За генерального прокурора вступился не только президент, но и республиканское крыло конгресса. Он сохранил свой пост, но решил исключить любое подозрение в конфликте интересов и заявил, что, как бывший советник предвыборного штаба Трампа, не будет участвовать ни в одном деле, касающемся президентской гонки.

Поначалу это казалось оптимальным решением. Пусть конгресс со свойственной ему медлительностью разбирается в “русском деле”, а Сешнс — впрочем, как и вся президентская команда, которая всё ещё страдает от кадрового голода, связанного с крючкотворством демократической фракции сената — займётся более важными делами, например утечками секретной информации из Белого дома в прессу, отменой Obamacare, налоговой реформой, Ближним Востоком и т.д.

Кто ж мог знать, что буквально в тот же день потребуется лояльный и опытный прокурор для расследования предвыборных нарушений, допущенных в отношении самого Большого Дональда и его соратников!

Ранним утром в субботу (по восточноамериканскому времени) страна и мир узнали из “твиттера” Трампа, что он подозревает высокопоставленных сотрудников администрации Обамы в слежке (прослушке, чтении электронной переписки, отслеживании интернет-соединений) за его ближайшим окружением во время президентской гонки и сразу после её окончания. Кроме того, был изучен интернет-трафик и содержание сервера Trump Organization, штаб-квартира которой расположена там же, где находились предвыборный штаб и переходная администрация, — в нью-йоркском небоскрёбе на Пятой авеню, носящем имя Trump Tower (башня Трампа).

Разумеется, Дональд был взбешён. В своём микроблоге он написал: “Ужасно! Только что узнал, что Обама прослушивал Trump Tower накануне моей победы. Ничего не нашли. Это маккартизм!”

Уже не первый раз сам Трамп и его сторонники сравнивают охоту на ведьм, устроенную в связи с “русским делом” либеральной прессой, конгрессменами-демократами и частью разведсообщества, с деятельностью печально известного сенатора Джо Маккарти и его последователей в начале 1950-х. Тогда везде искали “красных”, “подрывные элементы” и “неблагонадёжных левых”. Теперь везде мерещатся кремлёвские агенты.

Большой Дональд не ограничился этим обвинением. Он назвал прослушку своей штаб-квартиры и слежку за его помощниками скандалом, схожим с уотергейтским, и призвал конгресс расследовать это дело.

Потому что больше вести расследование некому. Сешнс сам наложил на себя соответствующие ограничения. Его заместитель Дана Джеймс Боэнте, назначенный Трампом взамен уволенной за прямое неподчинение Салли Йейтс, также не может курировать следствие по столь серьёзному делу, потому что его в должности ещё не утвердил сенат. До того как Джефф Сешнс официально занял свой пост, Боэнте был и.о. генпрокурора со всеми причитающимися полномочиями, но теперь должность принадлежит Сешнсу и Боэнте стал лишь кандидатом в его замы.

Все остальные люди в ведомстве — “неполитические” назначенцы, выдвинутые на свои посты при прошлой администрации. Они не преминут саботировать следствие против своего бывшего босса, как саботируют исполнение распоряжений президента тысячи вашингтонских бюрократов. Не стоит и сомневаться в том, что теперь демократы в сенате сделают всё возможное, чтобы офис генпрокурора заполнялся лояльными главе государства юристами как можно медленнее.

Фото © Everett Collection
Фото © Everett Collection

На ФБР также большой надежды нет. Хотя Трамп и попросил Джеймса Коми остаться директором бюро, последнего нельзя назвать ни преданным Дональду человеком, ни смелым, преданным делу правосудия силовиком. Считается, что заявление Коми о возобновлении расследования “электронного дела” Хиллари Клинтон во многом помогло Трампу выиграть выборы, но, судя по всему, сделал это глава ведомства под давлением подчинённых, которые в противном случае угрожали слить информацию в прессу.

То, что Коми не хочет ввязываться в очередное политически заряженное дело, частично подтверждается утечками из бюро, согласно которым глава ФБР просил Минюст опровергнуть информацию о прослушке в Trump Tower. Впрочем, если прослушка имела место, то и сам Джеймс Коми может быть в ней замешан.

Так что же произошло? Действительно ли велась шпионская слежка за соратниками Трампа?

Бывшие сотрудники администрации Обамы, некоторые из них ныне работают в фонде его имени, разумеется, бросились опровергать эту информацию. Однако получилось это у них не очень убедительно. Так, Кевин Льюис, бывший советник 44-го президента, заявил, что “Белый дом не мог дать распоряжения на прослушку”, такой приказ мог исходить только от “независимой следственной группы, действующей под руководством Минюста”. Льюис сделал и письменное заявление (правда, пока непонятно, в чей адрес), часть которого в своём “твиттере” привела помощница Обамы Валери Джаррет, сегодня являющаяся сотрудником фонда бывшего президента США и проживающая вместе с ним в особняке в окрестностях Вашингтона.

Звучит заявление двусмысленно: “Одно из важнейших правил работы администрации Обамы состояло в том, что ни один сотрудник Белого дома не должен вмешиваться в независимое расследование, ведущееся Минюстом. В соответствии с этой практикой ни президент Обама, ни любой другой сотрудник Белого дома не отдавал приказа прослушивать гражданина США. Любое предположение об обратном является ложным”.

То есть ни г-н Льюис, ни г-жа Джаррет не отрицают, что слежка велась. Они лишь утверждают, что официального приказа из Белого дома об этом не поступало. Более того, в заявлении есть почти прямое указание на того, кто отдал такое распоряжение, — Министерство юстиции (оно же в США является офисом генерального прокурора).

Бывший спичрайтер Барака Обамы Джон Фавро в своём “твиттере” предостерёг своих же бывших коллег по Белому дому и медиа от поспешного отрицания обвинений Трампа на основании заявления Льюиса: “Я бы был поосторожнее насчёт того, что Обама заявил об отсутствии прослушки. Сказано было лишь то, что ни он, ни аппарат Белого дома не отдавали такого приказа”.

Насколько обамовский Минюст был “независимым”, мы знаем хотя бы из того факта, что в самый разгар следствия по делу об электронной переписке Хиллари её муж Билл встретился наедине с занимавшей тогда пост генпрокурора Лореттой Линч, после чего расследование было спущено на тормозах и глава ФБР Коми (в то время — подчинённый Линч) порекомендовал не выдвигать обвинений против экс-госсекретаря.

В четверг, 2 марта, бывший глава аппарата генерального прокурора в администрации Рональда Рейгана, а ныне независимый юрист и журналист-расследователь Марк Левин в эфире своей радиостанции рассказал о результатах собственных изысканий, которые привели его к выводу, что, во-первых, по крайней мере шесть федеральных спецслужб вели слежку за “четырьмя или более” сотрудниками трамповского штаба (затем они стали членами новой администрации), а во-вторых, Министерство юстиции по крайней мере дважды — в июне и октябре 2016 года — обращалось в тайный суд по делам иностранной разведки за ордером на прослушку соратников Трампа. Причём в июне ведомство получило в суде отказ, а в октябре — за пару недель до выборов! — был выдан ограниченный ордер, в рамках которого, в частности, изучали финансовые транзакции фирмы Трампа и всю корпоративную переписку.

Тайные суды по делам иностранной разведки существуют в США с 1978 года согласно закону, получившему название “Акт о наблюдении за представителями иностранной разведки” (FISA). После 11 сентября 2001 года данный закон не единожды дополнялся, так что в нём появились лазейки для ведения прослушки и без ордера.

При этом тайные суды, действующие согласно FISA, часто выдают спецслужбам ордера на ведение электронной слежки, не особенно вдаваясь в детали: достаточно обоснованного подозрения, что тот или иной человек (иностранец или американский гражданин) сотрудничает с иностранной разведкой. Насколько же были слабыми доводы разведсообщества и Минюста в июне 2016 года, что даже тайный суд отказал им в ордере!

Марк Левин приводит названия спецслужб и силовых ведомств, участвовавших в постоянной слежке за ближним кругом Большого Дональда. Это ФБР, ЦРУ, АНБ, криминальная служба Минфина, Минюст и офис директора национальной разведки. По крайней мере, с весны 2016 года велось расследование, в рамках которого под колпаком оказались Джефф Сешнс, Джаред Кушнер, Майкл Флинн, Стивен Миллер и, возможно, другие советники Трампа.

Были ли получены другие ордера тайных судов помимо октябрьского, неизвестно, однако FISA позволяет вести прослушку и вовсе без ордера — за иностранными государствами и гражданами, а также организациями, в которых граждане США “составляют несущественную часть”. Более того, АНБ имеет доступ ко всему массиву метаданных телефонных переговоров и интернет-соединений, вопрос лишь в том, насколько легально был осуществлён к ним доступ сотрудниками спецслужб.

Но, даже если всё было сделано формально в рамках закона, картина складывается неприятная. Вся мощь американского разведсообщества была использована против одного из кандидатов в президенты США. И глава государства, активно поддерживавший на выборах другого кандидата, не мог не знать об этой шпионской деятельности. Дело в том, что ход всех расследований, ведущихся в рамках FISA, в обязательном порядке докладывается главе государства во время регулярных брифингов по безопасности. Да, докладывается кратко, но сложно представить, что информация о следствии в отношении Большого Дональда была пропущена бывшим хозяином Белого дома мимо ушей, ведь, по данным Левина, июньский запрос на ордер упоминался в файлах Минюста как “Дело Трампа”.

Остаётся также проблема незаконных утечек в прессу информации, полученной в ходе расследования. Допустим, российского посла Сергея Кисляка прослушивали в рамках FISA на законных основаниях, но вся информация об американском гражданине Майкле Флинне, разговаривавшем с ним по телефону или обменивавшемся с ним электронными сообщениями, должна была быть немедленно засекречена. Однако, как мы знаем, она попала в СМИ.

И к этому тоже приложила руку бывшая администрация Белого дома. 12 января 2017 года — за восемь дней до конца полномочий Обамы! — указом президента были расширены полномочия АНБ по распространению информации, перехваченной в ходе электронной слежки на территории США. Если раньше лишь несколько человек в стране знали о такой информации, то теперь она рассылается по всем 16 спецслужбам, входящим в американское разведсообщество. Об этом сообщило вовсе не какое-либо протрамповское СМИ, а газета The New York Times.

Зачем Барак Обама подписал этот указ, уже сидя на чемоданах? Не затем ли, чтобы облегчить утечки в прессу после инаугурации Трампа? Я не могу залезть в голову экс-президенту США, но могу напомнить, что слив секретной информации в СМИ начался сразу же после 20 января.

Бывший директор национальной разведки Джеймс Клаппер поспешил заявить в интервью агентству Associated Press, что никаких ордеров в рамках FISA не запрашивалось и выдано не было. Более того, он заверил, что наверняка знал бы о том, что “подобного рода деятельность ведётся спецслужбами”, однако он явно поторопился.

Фото © Everett Collection
Фото © Everett Collection

В воскресенье в прямом эфире телеканала Fox News Левин выступил с подробным изложением дела о слежке за людьми Трампа. Он отказался выдавать свои источники, однако доказал правоту своих слов со ссылками на статьи в The New York Times, The Washington Post и других СМИ, задействованные в информационной войне против новой администрации. Те самые статьи, которые содержали утечки из разведсообщества, и были направлены на дискредитацию Большого Дональда и его окружения.

Тут уж одно из двух: или никакого “русского дела” не было и нет, или дело это велось с грубейшими нарушениями если не закона, то этических норм. И все причастные к нему действующие сотрудники ФБР, АНБ и других силовых ведомств должны быть по меньшей мере немедленно уволены, потому что спецслужбам в США запрещено заниматься политическими делами.

Нарушение этого запрета, а вовсе не мифические русские хакеры или “шпион Кисляк” является прямой угрозой американской демократии и целостности её электоральной системы. Марк Левин не стеснялся в выражениях в эфире Fox News: “Как юрист, как сотрудник Минюста в администрации Рейгана, я заявляю: всё это методы работы полицейского государства”.

Итак, Левин впервые выступил со своими разоблачениями в четверг, 2 марта. В пятницу Джефф Сешнс самоустранился от дел, связанных с предвыборной кампанией, под давлением конгресса и СМИ. В тот же вечер президент, по всей видимости, получил из собственных источников подтверждение сказанного журналистом-расследователем и обрушил весь свой гнев на головы своих ближайших помощников, среди которых, по данным издания Politico, были Джаред Кушнер, его дочь Иванка, Стив Бэннон, пресс-секретарь Шон Спайсер и директор по коммуникациям Майк Дубке.

Понятно, что Трамп им поставил на вид: не предусмотрели, не подстраховались, не обратили внимания на расследование Левина и не остановили Джеффа Сешнса, позволив ему оголить Минюст накануне важного расследования. Президент отбыл во Флориду, но, судя по всему, всю ночь вёлся поиск возможностей не отдавать дело о прослушке в руки вашингтонской бюрократии. Когда стало ясно, что таких возможностей нет, Дональд в своей обычной манере с утра пораньше обратился к нации через “Твиттер”, после чего призвал конгресс заняться расследованием.

Глава спецкомитета палаты представителей по разведке Девин Нуньес и председатель аналогичного комитета сената Том Коттон уже заявили, что в рамках проверок “русских связей” окружения Трампа, а также утечек секретной информации из спецслужб конгресс будет разбираться и с прослушкой, предположительно, осуществлявшейся во время предвыборной гонки.

Учитывая республиканское большинство в обеих палатах конгресса, однопартийцы президента вполне могут сделать фокусом своего расследования именно политически мотивированную слежку за окружением Трампа. Насколько быстро и эффективно будет вестись следствие, сказать сложно. Оно может занять месяцы и даже годы. Однако это первое серьёзное дело, в рамках которого президент может наказать нелояльных представителей разведсообщества.

Поэтому очень скоро надо ждать и ответных ходов от недругов Трампа — новых порций компромата, новых атак на его окружение, а также дальнейших проявлений саботажа его политической повестки. Впрочем, часть представителей разведсообщества может призадуматься: стоит ли и дальше рисковать карьерой и честью мундира?

А у журналистов мейнстримных американских СМИ, напрочь растерявших авторитет в ходе политического сезона — 2016, появился шанс реабилитировать себя. Несмотря на всю неприязнь к Трампу и его сторонникам, они могут вспомнить о профессиональном долге и помочь в очищении спецслужб от нечистых на руку сотрудников, заигравшихся в политику.

С трудом верится, я понимаю… Но иной раз достаточно одного честного журналиста, одного совестливого сотрудника силового ведомства, чтобы самый хитрый заговор начал рассыпаться в пыль.

Интернет-портал Breitbart уже окрестил разразившийся скандал “Дипстейтгейтом” (от Deep State — глубинное государство), но станет ли он “Уотергейтом” XXI века, покажут ближайшие пара месяцев.

Дмитрий Дробницкий

Источник: “Life”

Ранее

Под снос в Москве могут попасть не только хрущевки, но и девятиэтажки

Далее

Игры регулятора

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru