Дочка газового монополиста стала задерживать поставку своей продукции потребителям и вынудила их приобретать цистерны для ее доставки
Как отмечалось на недавней конференции «Сера и серная кислота 2016», состоявшейся в конце декабря прошлого года, у российского рынка серы две проблемы: переизбыток сырья и вопросы транспортировки. По сути, оба вопроса касаются российского монополиста, «дочки» «Газпрома» — компании ООО «Газпром сера». Но их решение руководители монополиста, судя по всему, решили переложить на бюджет и потребителей своей продукции.
Сама «Газпром сера» никакой продукции не производит. Это своего рода компания-посредник, торговый дом, созданная «Газпромом» в 2008 году в качестве единого торгового оператора продукции, производимой предприятиями группы — «Газпром добыча Астрахань» и «Газпром добыча Оренбург». Обычная распределительная схема 90-х: прибыль посреднику, все издержки производителям.
Впрочем, говорить о сверхприбылях на российском рынке серы, как и на мировом, пока не приходится. Переизбыток сырья в США, Китае, России ведет к падению цен. А так как экономить на издержках российские предприятия не привыкли, то их доходы в последние годы сокращаются. Попытка же поднять цены за счет создания искусственного дефицита на внутреннем рынке с треском провалилась в судах.
Дело в том, что еще осенью 2014 года основной потребитель жидкой серы — группа «ФосАгро», подала к «Газпром сере» иск с требованием изменить ценообразование и условия поставки.
На жидкую серу, по некоторым данным, приходится до 70% объема реализации «Газпром серы». 80% её покупают предприятия группы «ФосАгро» — «Апатит» и «ФосАгро-Череповец». А вскоре к спору двух монополистов присоединился и третий участник – компания «ЕвроХим», приобретающая у «Газпром серы» еще 13% от объема производства жидкой серы. После того, как третьей стороной в суд вошла Федеральная антимонопольная служба, поддержавшая требования потребителей серы, шансов у «Газпром серы» на победу в споре не осталось.
Тем не менее, тяжба со всеми кассациями и апелляциями длилась более года. Продавец настаивал на особых условиях российского рынка, которые позволяют ему ставить более высокие цены. Однако потребители через суд заставили «Газпром серу» привязать стоимость жидкой серы на внутреннем рынке к стоимости экспортных контрактов «Газпрома». На фоне падающих мировых цен, когда уровень мировой добычи значительно опережает потребление, никакие доводы не могли убедить истцов ни в том, что у российской серы «свой путь», а потому и своя формула определения цены, ни в том, что они оказываются в зависимости от мировых цен. Действительно, на рынке нефти это почему-то никого не пугает, а уж рынку серы прыжок спроса и цен в ближайшее время точно не грозит.
Но проиграв суд, руководство «Газпром серы» пошло весьма оригинальным путем: оно фактически стало шантажировать потребителей тем, что не сможет поставить им требуемые объемы продукции из-за нехватки вагонов для перевозки. В частности уже после победы в судах «ФосАгро» выступило с заявлением, что «Газпром сера» не исполняет свои обязательства по поставкам жидкой серы перед «Фосагро-Череповец», что привело к срыву производственной программы предприятия.
Надо отметить, что еще в 2014 году вступил в силу технический регламент Таможенного Союза «О безопасности подвижного состава», определивший, что срок службы железнодорожных вагонов может быть продлен только после их модернизации. Но при этом законодатели «забыли» указать нормы, которые определяли бы порядок технического осмотра грузовых цистерн, что лишало возможности их использования после отведенных им 20 лет эксплуатации.
Законодателя понять можно: он стимулирует развитие производства железнодорожных вагонов. Но «Газпром сера» в развитие своего транспортного парка вкладывать не собиралась. Являясь монополистом, компания решила работать по принципу: прибыль себе, издержки – всем остальным.
В результате, по данным самой же самой же структуры, за 2014-2015 гг. количество используемых специализированных цистерн снизилось с 1217 до 972. В 2016 дефицит цистерн составил 134 единицы с перспективой дальнейшего роста. Согласно прогнозу, максимум выбытия цистерн должен наступить в 2019 г. — 260 единиц.
Так что благодаря такой политике генерального директора «Газпром серы» Андрея Лазукова можно ожидать, что руководство «Газпром серы» уже в ближайшем будущем останется без парка вагонов. Создается впечатление, что отстаивание особого порядка формулирования цен на серу на внутреннем рынке базировалось на попытке создания искусственного дефицита продукции из-за транспортных проблем компании. Не зря в компании «ФосАгро» жаловались, что руководители «Газпром серы» отдают приоритет зарубежным покупателям, при этом, не выполняя контрактные обязательства перед российскими потребителями». И действительно, миллиарды на транспортировку серы в порт «Кавказ», откуда она идет на экспорт, «Газпром сера» находит, а на новые вагоны нет.
И надо признать, монополисту удалось-таки «отомстить» потребителям своей продукции за поражение в суде: переложить на них часть своих проблем и финансовых издержек. На той же конференции в декабре прошлого года было заявлено, что в 2017 году «ФосАгро-Транс» планирует ввести в строй 284 цистерны, Кроме того, «ФосАгро» оказалось вынуждено часть своего производства перевести на другие виды серы, не требующие для транспортировки специальных цистерн.
Тем временем «Газпром сера» решила также не слишком озадачиваться тем, что делать с излишками серы на своих складах. Если верить статистике, производство серы составляет около 6 млн т в год, экспорт около 3,5 млн т. На внутреннем рынке «Газпром сера» продает чуть больше 2 млн т. Рост производства обгоняет рост потребления, а следовательно складские запасы у компании только будут расти. И уже сейчас, как отметила на конференции «Сера и серная кислота 2016» Ирина Голубева, профессор кафедры газохимии РГУ нефти и газа им. Губкина, «на территории предприятия («Газпром добыча Астрахань» прим. ред.) лежат горы комовой серы, и появились они в последнее время».
В последнее время Алексея Миллера не раз упрекали в том, что компания пользуется своим привилегированным положением на рынке, не особо заботясь о производственных издержках и не стремясь повышать эффективность своих подразделений. Пример отношения «Газпром серы» к своим потребителям, думается, более чем наглядный тому пример.
Алексей Дерябин
Источник: “Новый Взгляд”