США создали замену российским двигателям РД-180
Американская частная компания Blue Origin представила первый рабочий образец ракетного двигателя BE-4 (Blue Engine 4) — замену российским РД-180. На подходе еще две силовые установки. Заказчик — ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing. Пару снимков нового агрегата глава компании Джефф Безос выложил в Twitter. О планах Blue Origin рассказывает «Лента.ру».
«BE-4: СЛЕДУЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АМЕРИКИ. Создаваемая Blue Origin силовая установка BE-4 в 2019 году положит конец американской зависимости от российских двигателей. Двигатель полностью оплачивается частным капиталом и максимально безопасен при запуске космических объектов государственной важности», — сообщает официальный сайт Blue Origin.
Похоже, что в компании Безоса не шутят. BE-4 сделает ненужными для американцев российские РД-180. Проект на сто процентов финансируется бизнесом — компаниями Blue Origin и ULA. На 2019 год намечен старт ракеты Vulcan (фактически Atlas VI — вместо действующих Atlas V и Delta IV) с новыми силовыми агрегатами. И, наконец, носитель будет сертифицирован для запуска военных спутников.
1st BE-4 engine fully assembled. 2nd and 3rd following close behind. #GradatimFerociter pic.twitter.com/duE4Tnzvkx
— Jeff Bezos (@JeffBezos) March 6, 2017
Безос считается пятым богатейшим человеком в мире (помимо членов королевских семей и глав отдельных государств). Его состояние оценивается в 71,8 миллиарда долларов. Главный актив выпускника Принстонского университета, инженера-электротехника Безоса — крупнейший (по обороту средств) интернет-магазин в мире Amazon. Также ему принадлежит издательский дом The Washington Post — одноименную газету, где бизнесмен недавно презентовал свой лунный план, можно считать рупором Blue Origin. «Америке пора вернуться на Луну и остаться там», — заявил на страницах газеты Безос.
Между тем свои планы широкой общественности компания, по крайней мере до последнего времени, предпочитала не раскрывать. Это отличает ее от ближайшего конкурента — SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Кроме того, у них разные источники финансирования, цели и основные партнеры.
Основной доход SpaceX приносил контракт с НАСА на доставку астронавтов к Международной космической станции (2,6 миллиарда долларов). Помимо этого, есть инвестиции партнеров и контракты на запуск коммерческих спутников. Компания также планирует развивать космический туризм, в частности, отправить в 2018 году на Dragon V2 двоих клиентов вокруг Луны по траектории как у драматичной миссии Apollo 13. Конечной целью SpaceX объявлена колонизация Марса. Подробно о проекте межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System) Маск рассказал в сентябре 2016 года — «Лента.ру» об этом писала. На самом деле у главного конкурента SpaceX планы не менее грандиозны, хотя и не уводят далеко от Земли.
Blue Origin и их партнер ULA не ладят со SpaceX. Причин взаимной неприязни предостаточно. Из-за Илона Маска Blue Origin не достался контракт на доставку астронавтов к МКС. Глава Space X не раз критически высказывался о возможности команды Безоса создать пилотируемый корабль. Между компаниями были споры за патенты на технологию посадки многоразовых ступеней на плавучую платформу. SpaceX перехватила у Blue Origin и доступ к легендарному стартовому комплексу LC-39 на территории космического центра Кеннеди (Флорида), откуда (площадка LC-39А) в феврале 2017 года была запущена ракета средне-тяжелого класса Falcon 9, а летом планируется старт сверхтяжелой Falcon Heavy. Именно с LC-39 в рамках программы Apollo запускались мощнейшие в мире ракеты Saturn V.
У аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing компания Маска напрямую увела большие деньги. В 2014 году SpaceX оспорила в суде монополию ULA на военные пуски. Суд согласился с аргументами Маска, и в апреле 2016 года Space X произвела запуск военного спутника. Тогда же стало ясно, что при существующей ценовой политике преимущества ULA перед SpaceX совсем неочевидны. Так, стоимость вывода полезной нагрузки на Falcon 9 оценивается в 60 миллионов долларов, а на ракете Atlas V (на которой к тому же установлен РД-180 на первой ступени) — минимум 164 миллиона. Несмотря на различие в выводимой на орбиту массе, стоимость услуг у SpaceX оказывается более чем в два раза ниже, чем у ULA. Это вынудило Lockheed Martin и Boeing скорректировать цены.
Конкуренция между SpaceX и Blue Origin обещает только усиливаться. Порой она принимает причудливые формы. Например, было весьма странно, когда The Washington Post, ссылаясь на собственные источники в SpaceX, намекнула, что в компании Маска подозревают ULA в причастности к взрыву Falcon 9 с коммерческим спутником, произошедшим 1 сентября 2016 года. Издание сообщало, что Маск обнаружил странную активность на здании ULA, расположенном рядом со стартовой площадкой, и попросил осмотреть его. Естественно, по словам The Washington Post, глава SpaсeX получил отказ. Сам Маск, между тем, высказывался лишь о странных тени и пятне на крыше одного из зданий ULA. Можно только гадать, свидетельствует ли это о параноидальной осторожности Маска или Безос, владелец крупнейшей газеты Вашингтона, не упустил возможности выставить главу SpaceX идиотом.
В отличие от SpaceX, Blue Origin не планирует в 2020 году лететь на Марс. Все, чего хочет компания сегодня, — это хорошо заработать и втянуть в свой бизнес как можно больше игроков. Безос полагает разумным вкладываться в космический туризм (система New Shepard и тяжелая ракета New Glenn), вывод коммерческих спутников (New Glenn и, в более далекой перспективе, сверхтяжелая New Armstrong), а также в доставку грузов на Луну (при помощи New Glenn и, вероятно, New Armstrong). Носители Blue Origin названы в честь главных космических героев США: Алана Шепарда (5 мая 1961 совершил суборбитальный полет), Джона Гленна (20 февраля 1962 года три раза облетел Землю) и Нила Армстронга (20 июля 1969 года первым среди землян ступил на Луну).
Для всех носителей Blue Origin уже используются или предполагается использование жидкостных ракетных двигателей семейства BE собственной разработки. Компании Безоса есть чем гордиться. Многоразовая система Blue Origin, состоящая из одноименных ракеты и капсулы, пять раз подряд успешно совершала суборбитальный полет (на высоту около ста километров), а капсула (на парашюте) и ракета (на двигателе BE-3) благополучно совершали мягкую посадку.
В середине прошлого года Blue Origin приступила к возведению на территории Космического центра Кеннеди в штате Флорида (США) завода по производству ракет. Площадь стройки превышает 44 тысячи квадратных метров. На заводе, как ожидается, будет трудиться около 300 человек со средней зарплатой 89 тысяч долларов в год. Объем инвестиций Blue Origin в инфраструктуру завода и космодрома составит 200 миллионов долларов. Проект нашел поддержку у властей Флориды. Завершение работ планируется в конце 2017-го — начале 2018 года.
Кроме системы New Shepard, на заводе будет производиться тяжелая ракета New Glenn, а в перспективе — и сверхтяжелая New Armstrong, в двух комплектациях — с двумя или тремя ступенями. Первая ступень New Glenn предполагает многоразовое использование. Диаметр носителя составит семь метров, высота — 82-95 метров. На первой ступени предполагается установить семь агрегатов ВЕ-4, на второй — один ВЕ-4, на третьей — один BE-3U (оптимизированный для работы в вакууме BE-3). На геопереходную орбиту носитель сможет доставлять до 13 тонн полезной нагрузки. Пуски будут осуществляться со стартового комплекса LC-36 базы ВВС США на мысе Канаверал, бездействующего с 2012 года. Первый старт New Glenn намечен на 2020 год. На пуск в 2021 году уже есть первый клиент — оператор спутниковой связи Eutelsat.
Exciting day at #SATShow with cool news: we're soon going to fly on #NewGlenn launcher 🚀 pic.twitter.com/92pEDtse2c
— Eutelsat (@Eutelsat_SA) March 7, 2017
Агрегат BE-3 — первый жидкостный ракетный двигатель на водородном топливе, разработанный в США за последние десять лет. ULA рассматривает его в качестве одного из кандидатов на двигатель верхней (второй) ступени ракеты Vulcan. На первой ступени носителя Lockheed Martin и Boeing видят пару двигателей BE четвертого поколения.
Конкурент Blue Origin, компания Aerojet Rocketdyne, для носителя ULA предложила свою альтернативу — агрегат AR1. Но совершенно ясно, что Lockheed Martin и Boeing откажутся от него из-за слишком долгой и дорогой разработки. По этим критериям среди национальных компаний у Blue Origin конкурентов нет — Безос вливает в свою компанию достаточно собственных денег, чтобы снять все вопросы. Для разработки BE-3 и BE-4 он привлек лучших американских специалистов по жидкостным ракетным двигателям. Их опытно-конструкторские изыскания ограничивались не финансовыми, а только временными факторами. Приоритет BE-4 в качестве замены РД-180 уже отметил глава ULA Тони Бруно.
BE4 is the primary path to replace the Atlas' Russian RD180. Looking good https://t.co/FHN4pZHqGC
— Tory Bruno (@torybruno) March 6, 2017
В Blue Origin признают, что изготавливаемый химкинским «Энергомашем» РД-180 «работает на максимуме производительности». Тем не менее два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan, в совокупности позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas V. Кроме того, расчеты показывают, что BE-4 по сравнению с РД-180 за 20 лет эксплуатации сэкономит на военных пусках около трех миллиардов долларов.
Огневые испытания BE четвертого поколения намечены на 2017 год, первый полет носителя с ними — на 2019 год. Возможно, дедлайн сдвинется вправо, но не сильно. Blue Origin лучше, чем та же SpaceX, выдерживает сроки, а альтернатива от Aerojet Rocketdyne отодвинула бы первый полет Vulcan еще дальше. В Blue Origin отмечают, что агрегат BE-4 представляет собой компромиссное решение для ULA, поскольку позволяет в короткий срок и с минимальным ущербом для качества «быстро покончить с американской зависимостью от двигателя РД-180 российского производства».
Источник: “Lenta.ru”